Просмотров: 794
Печать

13 февраля 2015 г. на площадке Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Республиканский бурятский национальный лицей-интернат № 1» прошел очередной семинар по апробации новых учебных пособий «Буряад литература. 6 класс» и «Буряад литература. 7 класс». Этот семинар – второй в Плане апробации данных учебных пособий.
Тема семинара: «Теоретико-методологические основы литературного образования на родном (бурятском) языке на основном уровне общего образования в условиях внедрения ФГОС ООО»
Цель семинара: Ознакомление учителей с технологическими аспектами литературного образования на родном (бурятском) языке на основном уровне общего образования в условиях внедрения ФГОС ООО с учетом специфики ресурсов ОУ.
В семинаре-практикуме по апробации приняло участие 44 учителя бурятского языка и литературы, а также учителя начальных классов школ, в которых бурятский язык изучается как родной. Было обеспечено представительство всех районов, кроме Тункинского.
С целью ознакомления технологией реализации концепции авторских коллективов учебных пособий «Буряад литература. 6 класс» и «Буряад литература. 7 класс» для слушателей были предложены следующие мероприятия: посещение учебных занятий, их анализ в разрезе представления, актуализации промежуточных результатов апробации, ознакомление с авторской концепцией реализации содержания учебных пособий, в том числе было запланировано обсуждение списка терминов и понятий, используемых в учебных пособиях.
Семинар-практикум прошел на двух площадках. На площадке РБНЛ-И №1 слушатели имели возможность погрузиться в практику апробации, там прошел содержательное обсуждение положительных и отрицательных аспектов учебных пособий. На площадке Восточного института БГУ – с концепциями авторов, встретиться с сотрудниками кафедры бурятской литературы, которые по устному соглашению с Центром «Бэлиг» выступают научными консультантами учебных пособий линии учебников по бурятской литературе: Булатом Бадмаевичем Бадмаевым, доцентом, к.филол.н., Ларисой Цымжитовной Халхаровой, доцентом, к.филол.н., а также заведующей Лабораторией Бурятоведения Ольгой Бальжинимаевной Бадмаевой.
Учебные занятия учителей бурятского языка и литературы РБНЛ-И №1 Цыбигмы Владимировны Лубсановой, Цырен-Долгор Бадмаевны Бадмацыреновой, Светланы Гончиковны Будаин получили высокую оценку слушателей, а сами занятия, организованные, как указали слушатели, в соответствии с ФГОС, послужили площадкой повышения квалификации учителей, на это, в частности, указали Сэсэг Баторовна Хадаева, учитель бурятского языка и литературы ГБОУ Цакирская СОШ-И Закаменского района, Баярма Даниловна Галсанова, учитель МАОУ Саянская СОШ Окинского района, Чимитцыренова Жаргалма Цыдендоржиевна, учитель МБОУ Кодунская СОШ Кижингинского района.
Обсуждая содержание учебных пособий, учителя отметили несомненную значимость выпуска, затем апробации новых учебников по бурятской литературе, в то же время обозначили сложность освоения учащимися некоторых произведений, а именно «Түрэл нютагһаа холо» Ч. Цыдендамбаева, «Жамбал Баатар» Ш. Байминова, «Хабартаа» Д. Улзутуева, посчитав их содержание достаточно трудным для возраста детей 7 класса. На это указали Цырен-Долгор Бадмаевна Бадмацыренова, Янжима Цыдендамбаевна Ивахинова, учителя бурятского языка и литературы РБНЛ-И №1, Очир-Ханда Найдановна Нанзанова, учитель МБОУ Ацагатская СОШ Заиграевского района. В частности Янжима Цыдендамбаевна Ивахинова отметила о необходимости организации продуманной словарной работы в процессе изучении произведения «Жамбал Баатар» Ш. Байминова.
Отмечено, что концепции авторов достаточно хорошо поняты авторами учебных занятий и реализованы в руслах требований ФГОС ООО. Так, учебное занятие Ц.В. Лубсановой предъявило, что определенный посыл идеи произведения «Эдэбхи» Ц.Номтоева на организацию учащимися экспериментирования, исследования принят ими и реализован как подготовка к конференции с проектами на бурятском языке, которые имели яркую межпредметную направленность. Таким образом, на занятии учащимся была дана возможность проверки их возможностей при работе с различными текстами.
Учебное занятие Ц-Д.Б. Бадмацыреновой показал, что автор занятия принимает содержание апробируемого им учебника не только как носитель системы литературных произведений, но и как средство формирования личностных, нравственных позиций у подростков. Прием «создание когнитивной карты» позволил не только выпятить эпическую составляющую поэмы, но и вывести учащихся на символ «дороги – судьбы человека» и выйти на идею занятия – «Хэншье, юуншье мартагдахагүй».
Внеурочное занятие «Уроки поэзии» ценно тем, что учителя апробацию содержания учебных пособий переводят в план внеурочной работы, объединяют учащихся разных возрастов по интересам, привлекают иные ресурсы школы. Занятие С.Г. Будаин было посвящено 75-летию поэта М.Ж. Самбуева и прошло как встреча любителей поэзии. На занятии участвовала библиотекарь школы Сэсэгма Долгоровна Ринчинова, которая так же включилась в занятие, представив выразительное прочтение стихотворения «Санага» М. Самбуева. Ею была подготовлена выставка и презентована новинка – воспоминания поэта А. Румянцева, из этой книги участником занятия были зачитаны выдержки об одной из сторон дружбы поэтов М. Самбуева и Л. Тапхаева. Все названное привлекает несомненный интерес учащихся к бурятской лирике и произведениям конкретных авторов и обогащает мероприятия по апробации.
Во время реализации второй части программа семинара перед участниками была актуализирована проблема качества теоретико-литературоведческой составляющей апробируемых учебников, было указано на необходимость переноса внимания учителей на преподавание бурятской литературы. При обсуждении литературоведческих и иных терминов и понятий, используемых в учебных пособиях, была отмечена важность осмысления их учителями в плане определения уровневости результатов обучения, к примеру, пороговых, базовых и повышенных. При обсуждении решено, что к следующему семинару, который предполагается провести 16 апреля на апробационной площадке МБОУ «Ацагатская СОШ» Лаборатория Бурятоведения предложит вариант терминов и понятий для обсуждения его учительской общественностью.

 
Просмотров: 906
Печать

5 февраля 2015 г. прошел первый в текущем календарном году семинар-практикум по теме: «Технология организации разных типов учебных занятий по бурятскому языку, второму при изучении УМК «Амар мэндэ-э!».
Цель: Совместно со слушателями разработать технологию организации разных типов учебных занятий по бурятскому языку, второму при изучении УМК «Амар мэндэ-э! в соответствии с концепцией УМК «Амар мэндэ-э! 1-й год обучения».
Место проведения: Муниципальное автономное образовательное учреждение Иволгинская средняя общеобразовательная школа Иволгинского района.
Участники: учителя бурятского языка, второго образовательных организаций республики, в том числе учителя-апробаторы.
Фактически приняло участие 69 учителей. Проведено 6 учебных занятий, 2 мастер-класса. Учителя Иволгинской СОШ Иволгинского района Дарима Бадмацыреновна Ирчитуева, Сэсэгма Будажаповна Дамбаева подготовили и провели по 2 занятия, одно их которых – урочное, второе – внеурочное.
Несомненные положительные стороны проведенных учебных занятий:
- отбор содержания, соотнесенного с конкретной коммуникативной ситуацией;
- включение в занятия разных видов деятельности: аудирования и говорения, чтения в русле решаемой коммуникативной ситуации;
- присутствие форм общения – парного, общеклассного;
- качественная оценка учащимися собственной деятельности на конце уроков и занятий;
- представление собственного видения реализации содержания апробируемого учебно-методического комплекса, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Особо были отмечены учебные занятия, проведенные авторами учебно-методического комплекса Гарма-Хандой Цыбикжаповной Гунжитовой, доцентом кафедры государственного и муниципального управления ИЭУ БГУ, заместителем директора Восточного института БГУ, Баирмой Дамбиевной Цырендоржиевой, доцентом кафедры бурятского языка и методики преподавания ВИ БГУ, заведующей лабораторией этнокультурного образования БРИОП. Участники семинара указали на яркую демонстрацию авторами на практике собственной концепции начального курса бурятского языка для 2 класса, отбор содержания, продуманную организацию авторами учебной деятельности учащихся по решению ими коммуникативных ситуаций, организацию ими диалога с учащимися и т.д.
Мастер-классы, предложенные для учителей бурятского языка, имели сверхзадачу актуализации ими отбора и техник организации внеурочных форм работы по бурятскому языку, второму при апробации нового УМК. На мастер-классе по организации игровой деятельности, автор – учитель начальных классов Гильбиринской СОШ Иволгинского района Цырже-Мидаг Баяртуевна Аюшеева, участники познакомились с опытом работы по адаптации и использованию традиционной бурятской игры «Шагай», универсальным характером указанной игры, имели возможность в игровой деятельности самим научиться четырем видам игры. На мастер-классе актера театра кукол «Ульгэр» Дымбрыла Цыренжаповича Улзутуева учителя имели возможность обучиться технике релаксации, приемам организации фонетических упражнений.
Рефлексивный этап семинара выявил некоторые проблемы, над которыми следует работать:
- отбор содержания (коммуникативных задач) на постановочные уроки:
- организация разных форм сотрудничества на уроке;
- организация контроля и оценки на уроке.
В процессе обсуждения Дугарма Агбановна Балданова, учитель Чесанской школы Кижингинского района высказала проблему организации занятий по бурятскому языку, второму и родному в условиях малокомплектных школ, когда совмещены 2 класса, в которых обучаются дети, желающие изучать бурятский язык как родной и желающие изучать бурятский как второй.

Презентация учебного занятия Гунжитовой Г-Х.Ц

Презентация учебного занятия Дамбаевой С.Б.

Презентация учебного занятия Ирчитуевой Д.Б.

Презентация учебного занятия Цырендоржиевой Б.Д.

  

  

  

 
Просмотров: 1939
Печать

Государственное бюджетное учреждение «Республиканский центр «Бэлиг» по поддержке изучения национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности» объявляет прием рукописей для формирования тематического плана с 1 апреля 2014 года.
Контактный тел. 8(3012) 335270, 335269
Контактное лицо - Ринчин Сандановна Дылыкова

 
Просмотров: 1984
Печать

18 марта 2014 года в г. Гусиноозерск Восточным институтом Бурятского государственного университета совместно с районным управлением образования Администрации МО «Селенгинский» проведен круглый стол «Современные образовательные проблемы: бурятский язык и литература».
На повестке круглого стола были обсуждены следующие вопросы:
• Нормативно-правовые основы развития бурятского языка в сфере образования:
- основные положения Закона РБ «О языках народов Республики Бурятия», в части, касающейся языков образования;
- основные положения Закона РБ «О языках народов Республики Бурятия», в части, касающейся бурятского языка;
- проект государственной целевой программы по сохранению и развитию бурятского языка как государственного языка Республики Бурятия;
• Вопросы изучения и преподавания бурятского языка и литературы в общеобразовательных учреждениях РБ;
• Учебно-методическое обеспечение преподавания бурятского языка и литературы;
• Инновационные технологии в обучении бурятскому языку.
На круглом столе принимали участие учителя бурятского языка и литературы Селенгинского района, сотрудники Восточного института Бурятского государственного университета и ГБУ РЦ "Бэлиг". ГБУ РЦ «Бэлиг» была организована выставка и продажа учебной литературы.
На круглом столе учителя бурятского языка и литературы Селенгинского района делились идеями по изучению и сохранению бурятского языка. Было рассказано о мероприятии, проведенном в одном сельском поселении, под названием «Битва Ёхоров». Были обсуждены вопросы и проблемы по организации летнего лагеря учащихся по изучению бурятского языка. На круглом столе много сказано о методах и условиях изучения бурятского языка.
Представитель нашего центра обсудил вопрос учебно-методического обеспечения преподавания бурятского языка и литературы, а включая вопрос обеспеченности учебно-методическими комплектами, был представлен планы изданий текущего и последующих годов.
Учителями была поднята проблема предоставления прав обучающимся изучать бурятский язык на различных уровнях: начальном, промежуточном, высоком уровнях. А именно: для детей, которые совсем не знают и не владеют бурятским языком, но желают учить его, детей, которые владеют языком на уровне бытового общения и желают развить его дальше, детей, владеющих языком хорошо.
Было отмечено, что на сегодняшний день имеются учебные издания, которыми возможно обеспечить обучения языку на разных уровнях. Но выявлена проблема финансирования уровнего обучения, когда, к примеру в одном классе могут оказаться желающие изучать язык сразу на трех уровнях и проблема применения коэффициента при делении класса на подгруппы, который по отношении к оплате труда учителей бурятского языка не применяется.

Материала подготовил Е.Б-Ц. Жалсанов, менеждер Центра

 

Страница 4 из 8

<< В начало < Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 Вперёд > В конец >>
Вы здесь:   Home