Региональное нетиповое образовательное учреждение
«Ресурсный центр «Асториум»
Утверждено экспертным советом
Протокол №
Рабочая программа
«Бурятская письменность и культура»
Направление «Наука»
Количество часов на реализацию – 48 часов
Класс (9-10 классы)
Срок реализации (16.02.22 г.-27.02.2022 г.)
Разработчики программы:
Преподаватели кафедры БЯМП БГУ:
Гунжитова Г-Х. Ц., директор Высшей школы
бурятского языка и литературы,
к.полит.н., доцент кафедры бурятского языка
и методики преподавания
Цырендоржиева Б.Д., зав. кафедрой бурятского языка
и методики преподавания, к.ф.н., доцент
Дареева О.А., к.пед.н., доцент кафедры
бурятского языка и методики преподавания
Дашиева С.А., к.пед.н., доцент кафедры
бурятского языка и методики преподавания
Будажапова Л.Б., к.ф.н., доцент
кафедры бурятского языка и методики преподавания
Улан-Удэ
2022 г.
Аннотация к программе
Рабочая программа «Бурятская письменность и культура» составлена преподавателями кафедры бурятского языка и методики преподавания ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова»
Целевая группа
Представленная программа рассчитана на школьников 9-10 классов, которые имеют хорошую подготовку по теоретическим и практическим разделам бурятского языка в рамках школьной программы. В ходе курса предусмотрено углублённое изучение истории бурятской письменности, графической системы, характеристики основных знаков алфавита классической письменности, лексической системы бурятского языка, а также занятия, направленные на развитие коммуникативно-речевой культуры, межкультурной коммуникации, совершенствование практики устной и письменной речи.
Помимо профильных занятий содержание программы включает встречи с интересными людьми – специалистами в сфере бурятского языка: учеными, журналистами, переводчиками, общественными деятелями и т.д.
Цель программы: создание условий, направленных на поддержку и развитие талантливых школьников в области бурятской филологии, совершенствование их коммуникативно-речевой культуры посредством погружения обучающихся в языковую среду профильной смены Регионального центра «Асториум».
Задачи программы направлены на:
- выявление, развитие и сопровождение талантливых школьников в области бурятской филологии;
- развитие способностей и расширение кругозора детей, в том числе об истории развития бурятского языка, о классической бурятской письменности путем интенсивных занятий на родном языке;
- расширение представлений обучающихся о лексической системе бурятского языка;
- совершенствование личностных коммуникативных качеств и речевой культуры обучающихся;
- активизация творческой, познавательной, интеллектуальной инициативы обучающихся, проявивших интерес и склонность к изучению бурятского языка.
Планируемые результаты освоения курса «Бурятская письменность и культура» участников программы.
В процессе занятий по программе обучающиеся должны приобрести:
Знания
— сведения об истории развития бурятского языка и классической бурятской письменности;
— о графической системе и характеристике основных знаков алфавита классической бурятской письменности;
— способов соединения элементов букв в слоги слова;
— о лексической системе бурятского языка;
— о функционировании бурятского литературного языка и диалектов;
— о соблюдении языковых норм и правил речевого поведения в разных ситуациях общения;
— структурных компонентов межкультурной коммуникации и особенностей бурятской этнической идентичности;
— о признаках и структуре текста, композиционных элементах абзаца и целого текста;
— об использовании грамматических средств бурятского языка в письменной и устной речи в процессе речевого общения;
Умения
— систематизировать и применять полученные знания на практике;
— распознавать элементы-знаки, обозначающие гласные и согласные буквы;
— соединять элементы букв в слоги и слова;
— употреблять слова в соответствии с его значением и стилистической принадлежностью;
— анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
— применять нормы речевого этикета, межкультурной коммуникации в зависимости от типа коммуникации и ситуации общения;
— способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета;
— создавать и сопоставлять речевые высказывания с точки зрения их содержания и использования языковых средств;
— проводить лингвистический анализ текстов с точки зрения структуры и композиции;
— использовать правила культуры устной и письменной речи в разных ситуациях общения;
— развивать способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, к сотрудничеству со сверстниками в процессе образовательной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Данный раздел содержит текстовое описание курса программы, тематическое
планирование
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Раздел | Тема занятия | Основные виды деятельности обучающихся | Формы и виды контроля | Количество часов | ФИО препод-ля |
1 | Введение. Буряты и бурятский язык: история, культура, развитие. | Интересные факты из истории бурятской письменности | Лекция-беседа 09.00 – 10.25 | Текущий контроль | 2 | Б.Д. Цыренов 16.02.22 ср |
Как родной язык помогает понять родную культуру? | Лекция-беседа 10.30 – 11.55 | Текущий контроль | 2 | Будажапова Л.Б. 16.02.22 ср | ||
2 | Бурятская письменность | Знакомство с графикой старописьменного языка | Практическое занятие 09.00 – 10.25 | Текущий контроль | 2 | Шойнжонова Д.Б. 17.02.22 чт |
Развитие личности | «Сугтаа!» («Вместе!» Аха дүүнэр эбтэй байбал, абдар алтан хэрэггүй | Тренинг на командообразование 10.30 – 11.55 | Текущий контроль | 2 | Очиров А.А. 17.02.22 чт | |
3 | Бурятская письменность | Вертикальное письмо и чтение | Практическое занятие 09.00 – 10.25 | Текущий контроль | 1 | Шойнжонова Д.Б. 18.02.22 пт |
Старописьменная каллиграфия «Сэргэ бэшэг» | Практическое занятие 09.45-10.25 | Текущий контроль | 1 | Шойнжонова Д.Б. 18.02.22 пт | ||
Этническая идентификация и национальное самосознание | Кто мы, буряты? (вопросы этнической идентификации и национального самосознания в современном мире) | Тренинг 10.30-11.10 | Текущий контроль | 1 | Бабудоржиева Э.Д. 18.02.22 пт | |
О чем поют в бурятских песнях? | Музыкальное занятие 11.15-11.55 | 1 | Бабудоржиева Э.Д. 18.02.22 пт | |||
4 | Ораторское мастерство | Основы мастерства публичного выступления | Тренинг по технике речи 09.00 – 10.25 | Текущий контроль | 2 | Дымчиков Э.Ч. 19.02.22 сб |
Что значит говорить хорошо? | Практикум 10.30 – 11.55 | Итоговое выступление | 2 | Дымчиков Э.Ч. 19.02.22 сб | ||
5 | Бурятская письменность | Вертикальное письмо и чтение | Практическое занятие 09.00-10.25 | Текущий контроль | 2 | Шойнжонова Д.Б. 20.02.22 вс |
Вертикальное монгольское письмо в современной информационной среде | Практическое занятие 10.30-11.10 | Текущий контроль | 1 | Шойнжонова Д.Б. 20.02.22 вс | ||
Лексика бурятского языка | Как живут в языке слова? В чем их богатство и разноообразие? | Практическое занятие 11.15-11.55 | Текущий контроль | 1 | Будажапова Л.Б. 20.02.22 вс | |
6 | Бурятская письменность | Уран бэшэлгын дээжэhээ | Практическое занятие 09.00-10.25 | Подготовка итогового продукта | 2 | Шойнжонова Д.Б. 21.02.22 пн |
Лексика бурятского языка | Уран хэлэлгын дээжэhээ | Практическое занятие 10.30-11.55 | Итоговое занятие | 2 | Будажапова Л.Б. 21.02.22 пн | |
7 | Практика устной речи (на основе смыслового чтения) | Коммуникативный тренинг «Буряадаараа харилсая» | Практическое занятие 09.00-09.40 | Текущий контроль | 1 | Дашиева С.А 22.02.22 вт |
Коммуникативный тренинг «Буряадаараа харилсая» | Практическое занятие 09.45-10.25 | Текущий контроль | 1 | Дашиева С.А 22.02.22 вт | ||
Бурятский язык и межкультурная коммуникация | Язык и культура. Что такое межкультурная коммуникация? Зачем она нужна? | Лекция-беседа 10.30-11.10 | Текущий контроль | 1 | Дареева О.А. 22.02.22 вт | |
Виды коммуникации: вербальная и невербальная | Занятие – путешествие в страну коммуникацию 11.15-11.55 | Текущий контроль | 1 | Дареева О.А. 22.02.22 вт | ||
8 | Бурятский язык и межкультурная коммуникация | Типы культур. Бурятская культура – какая культура? | Занятие – исследование 09.00-0940 | Текущий контроль | 1 | Дареева О.А. 23.02.22 ср |
Культурные ценности. Национальный характер и менталитет. Что ценят буряты? | Занятие – интервью 09.45-10.25 | Текущий контроль | 1 | Дареева О.А. 23.02.22 ср | ||
Практика устной речи (на основе смыслового чтения) | Коммуникативный тренинг «Буряадаараа харилсая» | Практическое занятие 10.30- 11.10 | Текущий контроль | 1 | Дашиева С.А 23.02.22 ср | |
Практика устной речи (на основе смыслового чтения) | Коммуникативный тренинг «Буряадаараа харилсая» | Практическое занятие 11.15-11.55 | Текущий контроль | 1 | Дашиева С.А. 23.02.22 ср | |
9 | Текст как продукт речевой деятельности | Как писать эссе? | Практическое занятие 09.00-10.25 | Текущий контроль | 2 | Цырендоржиева Б.Д. 24.02.22 чт |
Развитие личности | Школа лидерства | Тренинг на развитие лидерских качеств 10.30-11.55 | Текущий контроль | 2 | Очиров А.А. 24.02.22 чт | |
10 | Культура речи | Секреты хорошей речи | Лекция-беседа 09.00-10.25 | Текущий | 2 | Цыденешиев Б. 25.02.2022 пт |
Имидж – секреты личного обаяния | Практическое занятие 10.30-11.55 | Итоговый | 2 | Цыденешиев Б. 25.02.2022пт. | ||
11 | Бурятский язык и межкультурная коммуникация | Национальная модель поведения. Этностереотипы. Как ведут себя буряты? | Занятие – решение кейс-заданий 09.00-09.40 | Текущий контроль | 1 | Дареева О.А. 26.02.22 сб |
Культурная и этническая идентичность. Я – бурят. Потому что … | Занятие – тренинг 09.45-10.25 | Текущий контроль | 1 | Дареева О.А. 26.02.22 сб | ||
Самопрезентация «Би буряад дайдын хүбүүнби /басаганби» — индивидуальный проект | Практическое занятие 10.30-11.10 | Подготовка итогового продукта | 1 | Дареева О.А., Дашиева С.А., Будажапова Л.Б. 26.02.2022 сб | ||
Групповой видеопроект «Мүнөө үеын залуу хүн» | Практическое занятие 11.15-11.55 | Подготовка итогового продукта | 1 | Дареева О.А., Дашиева С.А., Будажапова Л.Б. 26.02.2022 сб | ||
12 | Язык и общество | Язык общественное явление? | Лекция-беседа 09.00-10.25 | Текущий контроль | 2 | Гунжитова Г-Х.Ц. 27.02.2022вс |
О бурятских диалектах и не только… | Практической занятие 10.30-11.55 | Текущий контроль | 2 | Гунжитова Г-Х.Ц; Бабуев О.Д. народный артист БГАТД им. Х.Намсараева 27.02.2022вс | ||
Итого: | 48 |