Первая профильная смена

Региональное нетиповое образовательное учреждение

«Ресурсный центр «Асториум»

Утверждено экспертным советом

Протокол №

Рабочая программа

«Бурятская письменность и культура»

Направление «Наука»

Количество часов на реализацию – 48 часов

Класс (9-10 классы)

Срок реализации (16.02.22 г.-27.02.2022 г.)

Разработчики программы:

Преподаватели кафедры БЯМП БГУ:

Гунжитова Г-Х. Ц., директор Высшей школы

бурятского языка и литературы,

к.полит.н., доцент кафедры бурятского языка

и методики преподавания

Цырендоржиева Б.Д., зав. кафедрой бурятского языка

и методики преподавания, к.ф.н., доцент 

Дареева О.А., к.пед.н., доцент кафедры

бурятского языка и методики преподавания

Дашиева С.А., к.пед.н., доцент кафедры

бурятского языка и методики преподавания

Будажапова Л.Б., к.ф.н., доцент

кафедры бурятского языка и методики преподавания

Улан-Удэ

2022 г.

Аннотация к программе

Рабочая программа «Бурятская письменность и культура» составлена преподавателями кафедры бурятского языка и методики преподавания ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова»

Целевая группа

Представленная программа рассчитана на школьников 9-10 классов, которые имеют хорошую подготовку по теоретическим и практическим разделам бурятского языка в рамках школьной программы. В ходе курса предусмотрено углублённое изучение истории бурятской письменности, графической системы, характеристики основных знаков алфавита классической письменности, лексической системы бурятского языка, а также занятия, направленные на развитие коммуникативно-речевой культуры, межкультурной коммуникации, совершенствование практики устной и письменной речи.

Помимо профильных занятий содержание программы включает встречи с интересными людьми – специалистами в сфере бурятского языка: учеными, журналистами, переводчиками, общественными деятелями и т.д.

Цель программы: создание условий, направленных на поддержку и развитие талантливых школьников в области бурятской филологии,  совершенствование их коммуникативно-речевой культуры посредством погружения обучающихся в языковую среду профильной смены Регионального центра «Асториум».

Задачи программы направлены на:

  • выявление, развитие и сопровождение талантливых школьников в области бурятской филологии;
  • развитие способностей и расширение кругозора детей, в том числе об истории развития бурятского языка, о классической бурятской письменности путем интенсивных занятий на родном языке;
  • расширение представлений обучающихся о лексической системе бурятского языка;
  • совершенствование личностных коммуникативных качеств и речевой культуры обучающихся;
  • активизация творческой, познавательной, интеллектуальной инициативы обучающихся, проявивших интерес и склонность к изучению бурятского языка.

Планируемые результаты освоения курса «Бурятская письменность и культура» участников программы.

  В процессе занятий по программе обучающиеся должны приобрести:

Знания

сведения об истории развития бурятского языка и классической бурятской письменности;

— о графической системе и характеристике основных знаков алфавита классической бурятской письменности;

— способов соединения элементов букв в слоги слова;

— о лексической системе бурятского языка;

— о функционировании  бурятского литературного языка и диалектов;

— о соблюдении языковых норм и правил речевого поведения в разных ситуациях общения;

— структурных компонентов межкультурной коммуникации и особенностей бурятской этнической идентичности;

—  о признаках и структуре текста, композиционных элементах абзаца и целого текста;

— об использовании грамматических средств бурятского языка в письменной и устной речи в процессе речевого общения;

Умения

—  систематизировать и применять полученные знания на практике;

—  распознавать элементы-знаки, обозначающие гласные и согласные буквы;

— соединять элементы букв в слоги и слова;

— употреблять слова в соответствии с его значением и стилистической принадлежностью;

— анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

— применять нормы речевого этикета, межкультурной коммуникации в зависимости от типа коммуникации и ситуации общения;

— способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета;

— создавать и сопоставлять речевые высказывания с точки зрения их содержания и использования языковых средств;

— проводить лингвистический анализ текстов с точки зрения структуры и композиции;

— использовать правила культуры устной и письменной речи в разных ситуациях общения;

— развивать способность к саморазвитию и  самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, к сотрудничеству со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Данный раздел содержит текстовое описание курса программы, тематическое

планирование

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

РазделТема занятияОсновные виды деятельности обучающихсяФормы и виды контроляКоличество часовФИО препод-ля
1Введение. Буряты и бурятский язык: история, культура, развитие.Интересные факты из истории бурятской письменностиЛекция-беседа 09.00 – 10.25Текущий контроль2Б.Д. Цыренов 16.02.22 ср
Как родной язык помогает понять родную культуру?Лекция-беседа 10.30 – 11.55Текущий контроль2Будажапова Л.Б. 16.02.22 ср
2Бурятская письменностьЗнакомство  с графикой старописьменного языкаПрактическое занятие 09.00 – 10.25Текущий контроль2Шойнжонова Д.Б. 17.02.22 чт
Развитие личности«Сугтаа!» («Вместе!» Аха дүүнэр эбтэй байбал, абдар алтан хэрэггүйТренинг на командообразование 10.30 – 11.55Текущий контроль2Очиров А.А. 17.02.22 чт
3Бурятская письменностьВертикальное письмо и чтениеПрактическое занятие 09.00 – 10.25Текущий контроль1Шойнжонова Д.Б. 18.02.22 пт
Старописьменная каллиграфия «Сэргэ бэшэг»Практическое занятие 09.45-10.25Текущий контроль1Шойнжонова Д.Б. 18.02.22 пт
Этническая идентификация и национальное самосознаниеКто мы, буряты?  (вопросы этнической идентификации и национального самосознания в современном мире)Тренинг 10.30-11.10Текущий контроль1Бабудоржиева Э.Д. 18.02.22 пт
О чем поют в бурятских песнях?Музыкальное занятие 11.15-11.55 1Бабудоржиева Э.Д. 18.02.22 пт
4Ораторское мастерствоОсновы мастерства публичного выступленияТренинг по технике речи 09.00 – 10.25Текущий контроль2Дымчиков Э.Ч. 19.02.22 сб
Что значит говорить хорошо?Практикум 10.30 – 11.55Итоговое выступление2Дымчиков Э.Ч. 19.02.22 сб
5Бурятская письменностьВертикальное письмо и чтениеПрактическое занятие 09.00-10.25Текущий контроль2Шойнжонова Д.Б. 20.02.22 вс
Вертикальное монгольское письмо в современной информационной средеПрактическое занятие 10.30-11.10Текущий контроль1Шойнжонова Д.Б. 20.02.22 вс
Лексика бурятского языкаКак живут в языке слова? В чем их богатство и разноообразие?Практическое занятие 11.15-11.55Текущий контроль1Будажапова Л.Б. 20.02.22 вс
6Бурятская письменностьУран бэшэлгын дээжэhээПрактическое занятие 09.00-10.25Подготовка итогового продукта2Шойнжонова Д.Б. 21.02.22 пн
Лексика бурятского языкаУран хэлэлгын дээжэhээПрактическое занятие 10.30-11.55Итоговое занятие2Будажапова Л.Б. 21.02.22 пн
7Практика устной речи (на основе смыслового чтения)Коммуникативный тренинг «Буряадаараа харилсая»Практическое занятие 09.00-09.40Текущий контроль1Дашиева С.А 22.02.22 вт
Коммуникативный тренинг «Буряадаараа харилсая»Практическое занятие 09.45-10.25Текущий контроль1Дашиева С.А 22.02.22 вт
Бурятский язык и межкультурная коммуникацияЯзык и культура. Что такое межкультурная коммуникация? Зачем она нужна?Лекция-беседа 10.30-11.10Текущий контроль1Дареева О.А. 22.02.22 вт
Виды коммуникации: вербальная и невербальнаяЗанятие – путешествие в страну коммуникацию 11.15-11.55Текущий контроль1Дареева О.А. 22.02.22 вт
8Бурятский язык и межкультурная коммуникацияТипы культур. Бурятская культура – какая культура?Занятие – исследование 09.00-0940Текущий контроль1Дареева О.А. 23.02.22 ср
Культурные ценности. Национальный характер и менталитет. Что ценят буряты?Занятие – интервью 09.45-10.25Текущий контроль1Дареева О.А. 23.02.22 ср
Практика устной речи (на основе смыслового чтения)Коммуникативный тренинг «Буряадаараа харилсая»Практическое занятие 10.30- 11.10Текущий контроль1Дашиева С.А 23.02.22 ср
Практика устной речи  (на основе смыслового чтения)Коммуникативный тренинг «Буряадаараа харилсая»Практическое занятие 11.15-11.55Текущий контроль1Дашиева С.А. 23.02.22 ср
9Текст как продукт речевой деятельностиКак писать эссе?Практическое занятие 09.00-10.25Текущий контроль2Цырендоржиева Б.Д. 24.02.22 чт
Развитие личностиШкола лидерстваТренинг на развитие лидерских качеств 10.30-11.55Текущий контроль 2Очиров А.А. 24.02.22 чт
10Культура речиСекреты хорошей речиЛекция-беседа 09.00-10.25Текущий2Цыденешиев Б. 25.02.2022 пт
Имидж – секреты личного обаянияПрактическое занятие 10.30-11.55Итоговый2Цыденешиев Б. 25.02.2022пт.
11Бурятский язык и межкультурная коммуникацияНациональная модель поведения. Этностереотипы. Как ведут себя буряты?Занятие – решение кейс-заданий 09.00-09.40Текущий контроль1Дареева О.А. 26.02.22 сб
Культурная и этническая идентичность. Я – бурят. Потому что …Занятие – тренинг 09.45-10.25Текущий контроль1Дареева О.А. 26.02.22 сб
Самопрезентация «Би буряад дайдын хүбүүнби /басаганби»  — индивидуальный проектПрактическое занятие 10.30-11.10Подготовка итогового продукта1Дареева О.А., Дашиева С.А., Будажапова Л.Б. 26.02.2022 сб
Групповой видеопроект «Мүнөө  үеын залуу хүн»Практическое занятие 11.15-11.55Подготовка итогового продукта1Дареева О.А., Дашиева С.А., Будажапова Л.Б. 26.02.2022 сб
12Язык и обществоЯзык общественное явление?Лекция-беседа 09.00-10.25Текущий контроль2Гунжитова Г-Х.Ц. 27.02.2022вс
О бурятских диалектах и не только…Практической занятие 10.30-11.55Текущий контроль2Гунжитова Г-Х.Ц; Бабуев О.Д. народный артист БГАТД им. Х.Намсараева 27.02.2022вс
Итого:48
ГБУ РЦ «Бэлиг»
Издательство
У вас есть вопрос?
Связаться