О кадровом аспекте программного подхода к решению проблем родных языков

О кадровом аспекте программного подхода к решению проблем родных языков

На пленарном заседании Форума молодых преподавателей родных языков и родных литератур Дальневосточного федерального округа директор Республиканского центра «Бэлиг» по поддержке изучения национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности», Почётный работник общего образования России Баир Балданов представил доклад «Программный подход в решении вопросовсохранения и развития родного языка:из опыта Республики Бурятия (кадровый аспект)».

Напомним, Форум молодых родноведов ДФО проходит в эти дни в столице Бурятии. Его организатором является Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации.

Как отметил докладчик, одним из основных практических механизмов, позволяющих создать условия сохранения, изучения и развития бурятского языка в Республике Бурятия, наряду с федеральной и региональной нормативно-правовой базой, является Государственная программа Республики Бурятия «Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия», утвержденная в 2020 году, рассчитанная на 10 лет и действующая до 2030 года.

Рассматриваемый аспект, ввиду своей особой значимости, выведен в отдельную подпрограмму «Кадровое обеспечение развития бурятского языка», которая направлена на решение этого блока проблем. По ней установлены целевые индикаторы, которые должны быть достигнуты к концу срока реализации Госпрограммы.

Баир Балданов рассказал, что из республиканского бюджета на целевую (контрактную) подготовку учителей по направлению «Педагогическое образование с двумя профилями (бурятский язык и литература и русский язык) выделяются средства на обучение 10-20 человек ежегодно. Если в 2017-2018 годах набирали по 10 студентов за счёт средств республиканского бюджета, то с 2019 года – по 20 человек. С 2020 года этим студентам-целевикам выплачивается стипендия.

В 2022 году целевое обучение в БГУ им.Д.Банзарова завершили десять первых студентов, которые начали трудовую деятельность в школах Селенгинского, Баргузинского, Мухоршибирского, Тункинского, Еравнинского, Закаменского районов и г. Улан-Удэ.

В 2022 году впервые выделены средства на подготовку и других специалистов в области бурятского языка. Так, 20 студентов начали обучение по специальности «Филология» и 5 студентов по направлению «Литературное творчество».

Кроме профессиональной подготовки в высшем учебном заведении, учителей начальных классов с правом ведения бурятского языка готовит и Бурятский республиканский педагогический колледж.

Баир Балданов отметил, что вторым крупным блоком в работе с кадрами является конкурсная деятельность. Для повышения престижа профессии учителя родного языка и родной литературы в рамках реализации Госпрограммы «Сохранение и развитие бурятского языка на 2021- 2030 гг.» проводятся профессиональные конкурсы учителей бурятского языка средних общеобразовательных школ и детских образовательных учреждений «Эрхим багша» («Лучший учитель»), «Эрхим хүмүүжүүлэгшэ» («Лучший воспитатель»).

В традиционном конкурсе профессионального мастерства среди учителей бурятского языка и литературы «Эрхим багша», проводимом поочерёдно в статусах республиканского, межрегионального и международного уровней, принимают участие более 30 учителей из Бурятии, Забайкальского края, Иркутской области, Монголии.

С целью выявления талантливых педагогов, реализующих этнокультурный компонент на бурятском языке в дошкольных образовательных организациях, сохранения и развития бурятского языка, совершенствования инновационной деятельности и повышения качества образования Минобрнауки Республики Бурятия проводит с 2019 года Республиканский конкурс «Эрхим хүмүүжүүлэгшэ» («Лучший воспитатель»).

Также в Бурятии проходит Международный конкурс профессионального мастерства среди студентов педагогических колледжей, институтов и университетов «Урок на родном языке». В 2022 году участвовали 63 конкурсанта из 22 регионов России, Монголии и Китая. Они демонстрировали фрагмент урока на родном языке с использованием интерактивного оборудования, показали разработки уровневых учебных заданий, защищали исследовательский проект по внеурочной деятельности.

Докладчик также отметил, что в Бурятии большое внимание уделяется сохранению и развитию бурятского языка. С 2021 года учрежден конкурс на соискание Премии Главы Республики Бурятия в области развития бурятского языка «Үндэһэн хэлэнэй үлзы хэшэг» – «Священный дар родного языка». Из 20 номинаций Премии 10 относятся к сфере образования. С 2022 года появились новые номинации — «Лучший учитель», «Лучшая практика обучения бурятскому языку». В конкурсе 2022 года было получено более 100 заявок по номинациям сферы образования. Наибольшее количество заявок, 28, поступило по номинации «Лучший учитель».

Было сказано и о финансовой поддержке воспитателей детских садов. В 120 детских сада Бурятии 176 воспитателей работают в экспериментальных группах погружению в бурятскую языковую среду. С 1 сентября для им выплачивается надбавка к зарплате в размере 3 тысяч рублей без учета районных и северных коэффициентов.

Директор ГБУ РЦ «Бэлиг» также рассказал и о планах на будущий год. В 2023 году, в рамках Года педагога и наставника при соответствующем финансировании планируются к проведению следующие мероприятия:

  • Региональный этап Всероссийского конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы»;
  • Коучинг-сессия для учителей и педагогов «Бурятский язык: содержательные и методические аспекты перехода на обновленные ФГОС»;
  • Открытый чемпионат по интеллектуальной игре на бурятском языке «Гуурhанай гурбан нюуса» («Три тайны пера») среди учительских команд в онлайн-формате;
  • Мастер-класс для педагогов «Арадай алтан һургаалнууд».
  • Конкурс для учителей «Арадай багша» («Народный учитель») — проект ВАРК.

Таким образом, резюмировал Баир Балданов, вопросы кадровой политики в области бурятской филологии, а также поддержки учителей бурятского языка и воспитателей находятся на особом контроле властей республики.

Директор центра «Бэлиг» обратился к руководству Федерального института родных языков народов России с предложением проработать вопрос увеличения количества контрольных цифр приёма в высшие учебные заведения страны по специальностям и направлениям подготовки учителей родных языков народов России.

Опубликовал(а)ГБУ РЦ Бэлиг
ГБУ РЦ «Бэлиг»
Издательство
У вас есть вопрос?
Связаться