Просмотров: 2167
Печать

20 марта 2015 г. на базе апробационной площадки Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка - детский сад №13 «Радуга» г. Гусиноозерск Селенгинского района был организован и проведен очередной семинар по апробации учебно-методического комплекса «Амар мэндэ-э! Начальный курс бурятского языка для детей старшего дошкольного возраста. Участниками семинара стали учителя бурятского языка, второго республики, в том числе учителя-апробаторы, работающие на дошкольном уровне общего образования, воспитатели ДОУ, руководители ДОУ в количестве 53 человек.
Организаторами семинара-практикума выступил не только ГБУ РЦ «Бэлиг» совместно с партнерами, но и Информационно методический центр Селенгинского РУО, а именно сотрудники его дошкольного отдела. Потому семинар-практикум не только преследовал цель ознакомления учителей бурятского языка и воспитателей с технологией организации разных типов учебных занятий по бурятскому языку, второму при изучении УМК «Амар мэндэ-э! в ДОУ в соответствии ФГОС ДОО, но и цель представления системы дошкольного образования Селенгинского района в аспектах реализации в ней этнорегионального содержания.
Семинар прошел в соответствии с Программой мероприятия. Открыл семинар заместитель главы МО «Селенгинский район» по связям с общественностью Светлана Батоцыреновна Аюшеева, которая отметила значимость мероприятия для района в плане реализации мероприятий по сохранению и развитию бурятского языка, указала на важность реализации данных мероприятий на уровне дошкольного образования.
Учителем бурятского языка Долгор Владимировной Дылыковой был разработано и проведено учебное занятие по книжке «Гурбан поршоонхо». Занятие продемонстрировало, что дети с интересом изучают бурятский язык, а учебно-методический комплекс «Амар мэндэ-э! Начальный курс бурятского языка для детей старшего дошкольного возраста способствует созданию устойчивой мотивации его изучения (конспект занятия прикреплен Приложением).
Воспитатель и логопед детского сада Наталья Ивановна Федотова разработала и провела учебное занятие в образовательной области «Речевое развитие» по теме «В гостях у сказки». Участники семинара имели возможность ознакомиться с тем, как на занятиях по бурятскому языку можно организовать непосредственно образовательную деятельность на примере интеграции речевого, познавательного, социально-коммуникативного развития. Различные приемы, применение которых было обусловлено реализацией содержания занятия Натальи Ивановны, думается, могут быть использованы учителями бурятского языка на их занятиях.
Внеучебное занятие, организованное как театрализованное представление сказки «Заюшкина избушка» является результатом плодотворной работы театра «Будамшуу» детского сада. Руководитель театра – музыкальный руководитель Эржена Борисовна Цыбикжапова. Представление организовано по мотивам одноименной русской народной сказки, перевод на бурятский язык осуществлен учителем бурятского языка и самим руководителем театра, сам текст адаптирован к специфике бурятского языка и возрасту детей дошкольного возраста. Следует отметить, что изучение бурятского языка через театрализацию обусловлено содержанием УМК, а учителя в сотрудничестве с музыкальными руководителями активно используют данную форму. На этот раз театрализация отличалась хорошей режиссурой, актерской игрой детей, отбором музыкального и наглядного и иного сопровождения.
Презентация работы по апробации учебно-методического комплекса «Амар Мэндэ-э! Начальный курс бурятского языка для детей старшего дошкольного возраста» и разработка предметно-пространственной среды обучения бурятскому языку в МБДОУ Центр развития ребенка детский сад №13 «Радуга» была организована руководителем учреждения Ириной Васильевной Чимровой и старшим воспитателем Светланой Михайловной Атаскевич.
Ирина Васильевна Чимрова отметила, что в условиях демократизации российского общества речь идет о приоритете обучения и воспитания на родном языке. Потому педагогический коллектив МБДОУ ЦРР - детский сад № 13 « Радуга» изучил запросы населения, изучил возможности своего учреждения, пришел к выводу о необходимости изучения бурятского языка, выработал механизмы деятельности ДОУ.
В качестве основного средства изучения бурятского языка был выбран учебно-методический комплекс начального курса «Амар мэндэ-э!». Педагоги ДОУ прошли обучение на курсах по апробации данного учебно-методического комплекса. Была разработана рабочая программа по изучению бурятского языка «Солонго». Программа направлена на формирование коммуникативной компетенции на элементарном уровне. В процессе обучения у детей должно сформироваться положительное отношение и интерес к бурятскому языку, культуре бурятского народа.
Руководитель указал, что главным стало созданий условий, соответствующих ФГОС, обеспечивающих максимальную реализацию образовательного потенциала с учетом национально-регионального компонента. Потому педагогами ДОУ были разработаны методические пособия, дидактические игры, способствующие развитию познавательной активности, коммуникативных навыков, умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, обеспечивающие формирование элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника.
Светлана Михайловна Атаскевич, старший воспитатель ДОУ в своем выступлении указала на значение игры для развития ребенка и важность создания условий. Она рассказала о том, что была проанализирована предметно-пространственная среда в саду, отмечена недостаточность пособий по изучению родного края и принято решение пополнения среды дидактическими играми по направлениям:
• Моя семья;
• Дикие животные;
• Домашние животные;
• Жилище, быт народов Бурятии;
• Одежда; орнамент
• Реки, озера Бурятии;
• Народные, подвижные игры;
• Спортивные игры.
Используя дидактические игры, педагоги знакомят детей с традициями и культурой бурятского народа (семейно-бытовые традиции, жилище, традиционные костюмы, орнамент, предметы рукоделия, домашняя утварь, народные игры, декоративно-прикладное искусство, фольклор, музыкальные инструменты, традиции народных праздников); природой; достопримечательностями; знаменитыми людьми родного края.
Представленные на выставке игры и пособия можно отнести к разряду авторских игр. Игры эстетически оформлены, разработаны методические рекомендации по применению (описание, варианты, правила игры). Дидактические игры, пособия расположены в группах, дети имеют к ним свободный доступ.
• Ольга Геннадьевна Зарубина разработала и реализует в своей практике дидактические игры: «Край родной», «Сундучок подарков», познавательный куб «Край родной», лото «Мой город», «Путешествие по городу», «Распорядок дня Эрдэни и Тани». Дети изучают родной город, используя разработанные карты маршрута.
• Ирина Николаевна Николаева разработала игру «Гэрэй амитад». Дети, играя, сравнивают хозяйственный уклад бурят и русских, знакомятся с домашними животными, выращиваемых в родном краю.
• Татьяна Васильевна Полонова – дидактическую игру «Знатоки родной культуры», альбом «Знакомимся с бурятскими сказками».
• Марина Николаевна Думнова – альбом «Бурятские национальные спортивные игры», дидактические игры «Назови лишнее», «Найди лишнее», «Сложи картинку».
• Ирина Сергеевна Кистенева разработала игры и пособия по изучению темы «Одежда» - альбомы «Бурятская национальная одежда», «Бурятский орнамент»; дидактические игры «Найди отличия»; салон одежды «Красавица Дангина».
• Галина Юрьевна Халикова – альбом «Костюм семейских Забайкалья», дидактическая игра «Предметы быта и труда»; пособие «Юрта в разрезе» (показана женская и мужская половины);
• Вера Гуржаповна Цыбанова, Ольга Ивановна Савина – альбом «Бурятские народные игры», картотеку подвижных игр.
• Анна Юрьевна Попова, Галина Григорьевна Черепанова – альбомы «Озера Бурятии», «Реки Бурятии», фотоальбом «Моя родина Бурятия».
• Ольга Алексеевна Гордеева – дидактическую игру «Моя семья», куб «Расскажи о своей семье», «В моей семье» (дети этой группы совместно с родителями составляют генеалогическое древо своей семьи, рассказывают о традициях, памятных датах семьи).
• Татьяна Дмитриевна Михеева – альбом «Дикие животные», дидактическую игру «Дикие животные».
• Ольга Викторовна Козлова, Наталья Ивановна Федотова – альбом и презентацию «Бурятские музыкальные инструменты», дидактическую игру «Одень куклу».
Педагоги ДОУ продолжают работу над созданием условий по изучению родного края, бурятского языка. Планируется к каждой игре подобрать звуковое оформление, записать информацию на диск (Презентация дана Приложением).
«Организация изучения УМК «Амар мэндэ-э!» в дошкольных образовательных организациях: опыт и перспективы» под таким названием прошел мастер-класс, разработанный и организованный Сэрэндулмой Сойсоровной Андыковой, учителем бурятского языка МБДОУ Аршанский детский сад Тункинского района.
Автор организовал свой мастер-класс в формате деловой игры (Приложение), материал по апробации представлен автором в виде конспектов занятий, которые она собирается издать в виде методического пособия.
Нелля Дашиевна Тугутова, методист ИМЦ Селенгинского РУО презентовала систему этнорегионального содержания дошкольного образования района.
Рассказывая о системе дошкольного образования района, она отметила, что в 25 ДОУ Селенгинского района (10 городских и 15 сельских) воспитывается 2720 детей от 1,5 до 7 лет. Бурятский язык изучается в 8 сельских детских садах и 1 детском саду г. Гусиноозерск, он изучается в статусе второго, государственного 138 детьми. С сентября 2015 г. в г. Гусиноозерск в детских садах №№ 10, 16, 13 открываются группы по изучению бурятского языка, в которых будут работать воспитатели и младшие воспитатели, знающие бурятский язык.
Дулгар Васильевна Посходиева, доцент кафедры начального и дошкольного образования ПИ БГУ представила особенности воспитания в поликультурной образовательной среде в условиях внедрения ФГОС ДОО.
В анализе занятий и обсуждении промежуточных результатов апробации УМК «Амар мэндэ-э!» приняли участие Б.С. Будаева, воспитатель Алтайского детского сада Кяхтинского района, А.Д. Сыденова учитель Тагархайской начальной школы-сада Тункинского района, В.Б. Намсараева, воспитатель детского сада «Сэсэг» с Кижинга Кижингинского района, В.Д. Дымбрылова, учитель английского языка детского сада «Булжамуур» с. Иволга Иволгинского района, С. Н. Дашиева, учитель предшколы с. Эрхирик Заиграевского района, Д.К. Ганжурова, учитель бурятского языка детского сада №112 «Сибирячок», Д.Н. Раднаева, учитель бурятского языка детского сада «Березка» с. Иволга Иволгинского района, О.А. Раднаева, воспитатель детского сада с. Харгана Селенгинского района, Д.В. Посходиева, доцент ПИ БГУ, Л.Е. Бальжурова, учитель бурятского языка детского сада № 35 «Алые паруса», И.В. Чимрова, заведующая детским садом №13 г. Гусиноозерск.
Выступающие наряду с оценкой мероприятий по Программе семинара, отметили содержательность процесса апробации УМК, мотивированность детей на изучение бурятского языка, качество самого УМК.

Ниже можете скачать материалы семинара

Конспект занятия Три поросенка. Д.В. Дылыкова
Конспект НОД В гостях у сказки. Н.И. Федотова

 
Просмотров: 1399
Печать

"САЯНЫ" Пятница, 13 марта 2015 г., №21-22 (10266-10267)

 
Просмотров: 901
Печать

Государственное бюджетное учреждение «Республиканский центр «Бэлиг» по поддержке изучения национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности» объявляет прием рукописей для формирования тематического плана на 2016 год с 1 апреля 2015 года по 30 апреля 2015 года.
Контактный тел. 8(3012) 335270, 335269 
Контактное лицо - Ринчин Сандановна Дылыкова

 
Просмотров: 1557
Печать

26 февраля был организован очередной семинар-практикум учителей бурятского языка и воспитателей дошкольных образовательных учреждений республики по апробации учебно-методического комплекса «Амар мэндэ-э! Начальный курс бурятского языка для детей старшего дошкольного возраста». Этот семинар – четвертый. Он прошел на апробационной площадке МАДОУ Детский сад № 112 «Сибирячок» (заведующий Александра Павловна Турунхаева, старший воспитатель Елена Сергеевна Воробьева, учитель бурятского языка Долгор Кимовна Ганжурова). Приняло участие 63 представителя разных ДОУ республики, в том числе г. Улан-Удэ, Хоринского, Курумканского, Мухоршибирского, Еравнинского, Кяхтинского, Тункинского, Селенгинского, Джидинского, Закаменского, Иволгинского районов.
Содержание семинара включало в себя мероприятия по апробации, а именно: представление опыта работы, в том числе и по апробации, анализ промежуточных результатов апробации, лекцию о регионализации содержания дошкольного образования.
Мероприятия семинара начались с презентации совместной работы коллектива работников и родителей МАДОУ №112 «Сибирячок» по созданию предметно-пространственной среды воспитания. Особое внимание было уделено разработке среды этнорегионального образования, созданию условий обучения детей старшего дошкольного возраста бурятскому языку по учебно-методическому комплексу «Амар мэндэ-э!». А.П. Турунхаевой была обозначена проблема отсутствия связи ДОУ с производителями мебели, игрушек и т.д. для детей, их качества и функциональности. Отвечая на вопрос о том, как поддерживается детская инициатива в ДОУ, Александра Павловна указала на ресурс практикантов из педагогического колледжа, которые часто выступают в качестве волонтеров.
Участники семинара имели возможность посмотреть итоговое занятие по книжке комплекса «Амар мэндэ-э!» «Репкэ», стать участниками празднования Сагаалгана и Масленицы тем самым познакомиться с опытом реализации содержания нового учебно-методического комплекса, а также регионального компонента образования. В детском саду №112 «Сибирячок» бурятский язык изучается с интеграцией с другими предметными областями, при активном участии психолога, музыкальных руководителей, воспитателей групп. В процессе апробации УМК «Амар мэндэ-э!» педагогами ДОУ активно используются не только все его компоненты: рабочая тетрадь, аудиодиск, но и другие пособия, изданные в ГБУ РЦ «Бэлиг»: рабочие тетради «Байкальская мозаика», «У Байкала мы живем», а также диск детских бурятских песен «Би томо болооб / Я уже большой». Сверхзадача мероприятий – создание комфортных условий обучения бурятскому языку – продемонстрирована организаторами семинара.
Один из авторов УМК Оксана Александровна Дареева, заведующий Лабораторией инноваций обучения бурятскому языку, доцент кафедры бурятского языка и методики преподавания ВИ БГУ, показала занятие в подготовительной группе детского сада на тему «Гэрхэн». Способы подачи содержания и организации познавательной деятельности, приемы формирования интереса детей позволили слушателям увидеть авторское видение технологии проведения занятий.
Гость семинара Оюна Александровна Занданова представила игрушки для детей, которые приветствуют, говорят стишки, пословицы и поговорки на бурятском языке, также дают возможность отработать лексические навыки с учетом диалектных особенностей.
На мастер-классе Д.Н. Раднаевой, учителя бурятского языка детского сада «Березка» с. Иволга, слушатели семинара имели возможность познакомиться с опытом автора по развитию мелкой моторики рук детей, их сенсорному развитию в процессе изучения бурятского языка, большой интерес привлекли мнемокарты, по которым дети конструируют высказывания. Учитель процесс апробации УМК «Амар мэндэ-э!» обогатил своими наглядными пособиями, которые отрабатывают навыки в практических ситуациях, разработанных автором в режиме специального проекта «Табан хурганай наадан», «Хуурай бассейн соо». Мастер-класс Даримы Николаевны был высоко оценен участниками семинара, они предложили автору обобщить опыт своей работы в специальное пособие, выступили с ходатайством о дальнейшей публикации пособия в ГБУ РЦ «Бэлиг».
Лекция доцента кафедры начального и дошкольного образования Педагогического института З.Б. Лопсоновой ознакомила слушателей с направлениями регионализации содержания дошкольного образования в условиях введения ФГОС. Была обозначена проблема отсутствия программы этнорегионального дошкольного образования в республике. При этом работа в отмеченном направлении организуется активно, хотя не все ДОУ обобщают свой опыт работы, представляя их в различных пособиях, сборниках статей. Отмечен опыт работы детских садов «Оюна», «Золотой ключик», «Дашенька» по этноэкологическому образованию детей, «Журавленок» - по изучению бурятского языка и культуры, «Детского сада №15 с. Кабанск» - по художественно-эстетическому воспитанию с учетом особенностей региона. В целом регионализацию содержания дошкольного образования можно представить по таким направлениям как: ознакомление с социальной действительностью, гражданское и патриотическое воспитание (программы «Регионоведение», «Родиноведение»), экологическое образование, художественно-эстетическое воспитание, разработка учебных пособий по изучению культуры народов, по изучению бурятского языка и т.д. Вместе с тем, как отметила Зинаида Баторовна, этнорегиональный компонент содержания дошкольного образования призван, наряду с другими умениями, развить детскую инициативу, а потому необходимо продумывать его реализацию в указанном аспекте.
В процессе анализа промежуточных результатов апробации выяснилось, что не все педагоги начали ее в октябре, кто-то начал в январе. Также выявилось, что во многих детских садах ставки учителя бурятского сокращены, а потому воспитатели организуют обучение бурятскому языку.
Нелли Дашиевна Тугутова, методист Селенгинского РУО, отметила значимость организации этнорегионального образования в ДОУ, указала на положительный опыт его реализации в МАДОУ «Сибирячок», в том числе опыт апробации УМК «Амар мэндэ-э!», подчеркнула важность знакомства с концепцией авторов УМК и технологией реализации концепции учителями-апробаторами, обозначила, что не всегда учителям удается следовать по технологии авторов.
Сэрэн-Дулма Сойсороновна Андыкова, воспитатель МБДОУ Аршанский детский сад, делясь опытом своей работы по апробации, отметила, что апробация УМК «Амар мэндэ-э!» обусловила создание ею бурятской среды в своей группе, когда во всех режимных моментах несколько часов в день она с младшим воспитателем общается с детьми на бурятском языке. Прежде чем начать апробацию воспитатель организовала соцопрос в своем селе на предмет знания бурятского языка и его функционирования. Реализация проекта создания предметной языковой среды, по словам его автора, уже дает результаты.
Светлана Дамбаевна Цыремпилова, воспитатель МБДОУ «Курумканский детский сад «Родничок» также апробирует УМК «Амар мэндэ-э!». Апробация идет успешно, детям нравится изучать бурятский язык по данному УМК.
Рада Баировна Цыренова, заведующий МБДОУ «Солнышко» Еравнинского района отметила значимость семинара-практикума, указала, что они еще не начинали апробацию, будут работать по УМК в будущем году.
На сегодняшний день актуальность изучения бурятского языка в ДОУ Еравнинского района, со слов Бальжимы Кимовны Бадмаевой, старшего воспитателя МБДОУ «Золотой ключик», определяется Распоряжением Главы МО «Еравнинский район» Цыденжапа Григорьевича Шагдарова, согласно которому со 2 марта с.г. в сетку часов каждого ДОУ вводится по 1 часу на изучение бурятского языка как родного и бурятского языка как второго. Потому выявляется необходимость разработки программ обучения бурятскому языку в ДОУ.

Ниже можете скачать материалы семинара-практикума.

Конспект интегрированного занятия педагога
Конспект Праздника Сагаалган и Масленица
Презентация

  

   

 

Страница 3 из 8

<< В начало < Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 Вперёд > В конец >>
Вы здесь:   Home