Просмотров: 508
Печать

17 марта 2016 г. прошел первый в текущем календарном году семинар-практикум по теме: «Организация разных типов учебных занятий по бурятскому языку, второму при изучении УМК «Амар мэндэ-э!»: преемственность между 1-м и 2-м годами обучения».
Цель: ознакомление учителей с концептуальной основой линии учебно-методических комплексов «Амар мэндэ-э!», а также со спецификой организации обучения по данным УМК в русле преемственности.
Место проведения: МАОУ «Бурятская гимназия № 29» г. Улан-Удэ.
Участники: учителя бурятского языка, второго образовательных учреждений республики, в том числе учителя-апробаторы.
Данное мероприятие было организовано в социальном партнерстве с такими учреждениями, как Министерство образования и науки РБ, Центр сохранения и развития бурятского языка БГУ, кафедра бурятского языка и методики преподавания ВИ БГУ, лаборатория этнокультурного образования ГАУ ДПО «БРИОП».
Фактически приняло участие 24 учителя бурятского языка и литературы, а также учителя начальных классов школ города и районов республики, в образовательных организациях которых бурятский язык изучается как второй.
Содержание семинара включало в себя мероприятия по апробации, а именно открытые учебные занятия, анализ промежуточных результатов апробации. Семинар прошел в соответствии с Программой мероприятия. Участников семинара-практикума приветствовали заместитель директора по методической работе Бурятской гимназии № 29 Дамдинова Сэсэгма Цыдемпиловна, заместитель директора ГБУ РЦ «Бэлиг» Евгений Балдан-Цыренович Жалсанов. Гарма-Ханда Цыбикжаповна Гунжитова, заместитель директора ВИ БГУ, к.полит.н., доцент, руководитель авторского коллектива УМК «Амар мэндэ-э!» призвала участников семинара давать качественную оценку мероприятиям, представленным в программе, и формулировать вопросы авторам. Баирма Дамбиевна Цырендоржиева, зав. лабораторией этнокультурного образования ГАУ ДПО «БРИОП», доцент кафедры бурятского языка и методики преподавания ВИ БГУ, к.филол.н., и Соелма Анандуевна Дашиева, ст.преподаватель кафедры бурятского языка и методики преподавания ВИ БГУ, члены авторского коллектива в приветствии заострили внимание участников семинара на значимость реализации коммуникативно-деятельностного подхода в обучении бурятскому языку.
Учителя бурятского языка и литературы Бурятской гимназии № 29 Цыремпилова Бутид Цырендоржиевна, Цыренова Лхама Санжимитуповна, Ширапова Валерия Тогтохоевна и Гармаева Баярма Геннадьевна подготовили и провели открытые учебные занятия во 2-х и 3-х классах школы. Учебные занятия учителей Бурятской гимназии № 29 получили высокую оценку слушателей, а сами занятия послужили площадкой повышения квалификации учителей, на это, в частности, указали Гэрэлма Ринчинимбуевна Ванзатова, учитель МАОУ «СОШ № 32», Альбина Баировна Мункуева, учитель бурятского языка и литературы МАОУ «СОШ № 43», Эши-Ханда Дамбаевна Рабжурова, учитель МБОУ «Наушкинская СОШ» Кяхтинского района, Валентина Алексеевна Дашиева, учитель МБОУ «Усть-Кяхтинская СОШ» и др. Далее был проведен анализ открытых учебных занятий учителей руководителем авторского коллектива Гарма-Хандой Цыбикжаповной Гунжитовой, членами авторского коллектива Баирмой Дамбиевной Цырендоржиевой, Соелмой Анандуевной Дашиевой. Высокую оценку авторов учебно-методического комплекса «Амар мэндэ-э!», директора БГ № 29 получило открытое урочное занятие Лхамы Санжимитуповны Цыреновой.
Далее перед участниками семинара выступали авторы УМК «Амар мэндэ-э! Начальный курс бурятского языка для младшего школьного возраста»: Г-Х.Ц. Гунжитова с докладом на тему «Концептуальные методические основы обучения бурятскому языку по УМК «Амар мэндэ-э!»; Б.Д. Цырендоржиева - «Формирование грамматических навыков и развитие речевых умений: обеспечение преемственности» (УМК «), С.А. Дашиева - «Формирование и развитие навыков и умений чтения на начальном этапе обучения бурятского языка как второму по УМК «Амар мэндэ-э!», 1-й и 2-й годы обучения».
Специалист РЦ «Бэлиг» Оюна Викторовна Цыцыкова поблагодарила администрацию Бурятской гимназии № 29, членов авторского коллектива, учителей-апробаторов, гостей семинара, отметила, что данный семинар открывает серию апробационных мероприятий нового учебно-методического комплекса «Амар мэндэ-э! Начальный курс обучения бурятскому языку для младшего школьного возраста. 2-й год обучения».

 
Просмотров: 378
Печать

Семинар-практикум по апробации учебного комплекта «Буряад литература. 11 класс», запланированный 21 марта 2016 г. на базе РБНЛ-И №1, перенесен и будет организован 30 марта. Семинар пройдет во время курсов повышения квалификации учителей бурятской литературы школ республики, организуемых ВИ БГУ с 23 по 30 марта. Объединение однодневного семинара с программой курсов повышения квалификации связано с тем, чтобы учителя бурятского языка и литературы не собирались дважды в течение одной отдельно взятой недели. Информируем, что запланированная программа апробационного семинара будет реализована полностью.

Тема: «Особенности изучения бурятской литературы на старшем уровне общего образования: технология организации».

Цель: Ознакомление с теоретико-методическими и организационными особенностями изучения бурятской литературы на старшем уровне общего образования при изучении учебного комплекта «Буряад литература. 11 класс».

Место проведения: РБНЛ-И № 1 г. Улан-Удэ

Заявку подавать по тел. 83012-33-52-70, либо по электронной почте belig@mail.ru (отв. Оюна Викторовна Цыцыкова) 

 
Просмотров: 969
Печать

30 апреля на базе апробационной площадки МАОУ «Лингвистическая гимназия №3» г. Улан-Удэ и Педагогического института Бурятского госуниверситета прошел завершающий текущий учебный год семинар-практикум по апробации Учебно-методического комплекса «Амар мэндэ-э! 1-й год обучения. Начальный курс бурятского языка для младших школьников», организованный ГБУ РЦ «Бэлиг». Приняло участие более 60 участников. Данное мероприятие, как и предыдущие, было организовано в социальном партнерстве с такими учреждениями, как Министерство образования и науки РБ, кафедра бурятского языка и методики преподавания ВИ БГУ, лаборатория инноваций в обучении бурятскому языку ВИ БГУ, лаборатория этнокультурного образования ГАУ ДПО БРИОП.
Приветствуя участников семинара, директор гимназии Владимир Савельевич Шарханов отметил, что со дня основания школы приоритетным направлением обучения является языковое образование. Сегодня гимназия предоставляет возможность изучения разных языков: английского, немецкого, французского, испанского, китайского. В учреждении созданы все условия для полилингвального образования. Бурятский язык, как один из государственных языков республики изучается в статусе второго. Значимость его изучения осознается и учащимися и их родителями. Потому количество часов, отводимых на изучение бурятского языка, не сокращается. Состав учителей бурятского языка во главе с Х.Б. Пурбуевой является участником различных конкурсов, на которых он показывает свое мастерство, а учащиеся гимназии добиваются успехов на олимпиадах и конкурсах по бурятскому языку.
Оксана Александровна Дареева, зав. лабораторией инноваций в обучении бурятскому языку ВИ БГУ, соавтор УМК «Амар мэндэ-э!», приветствуя учителей, заострила их внимание на значимость реализации коммуникативно-деятельностного подхода в обучении бурятскому языку.
Гарма-Ханда Цыбикжаповна Гунжитова, заместитель директора ВИ БГУ, зав. кафедрой бурятского языка и методики преподавания ВИ БГУ, руководитель авторского коллектива УМК «Амар мэндэ-э!» призвала участников семинара давать качественную оценку мероприятиям, представленным в программе, и формулировать вопросы авторам.
Баирма Дамбиевна Цырендоржиева, зав. лабораторией этнокультурного образования ГАУ ДПО БРИОП, соавтор УМК «Амар мэндэ-э!» в своем приветствии рассказала о мероприятиях по нормативно-правовому обеспечению деятельности учителя бурятского языка.
Сономбал Цыденович Содномов, доцент, доктор педагогических наук, руководитель авторского коллектива УМК «Алтаргана» напомнил слушателям о том, что впервые бурятский язык, как второй стал изучаться при школе №51, пионером этого дела стала Лариса Батоевна Бадмаева, сотрудник ИМБТ СО РАН, ныне доктор филологических наук. Уроки бурятского языка по телевидению вел Бато Дугаржапович Баяртуев, впоследствии директор ВАРК, видный общественный деятель, ученый-литературовед, фольклорист, доктор филологических наук. Первые уроки бурятского языка на страницах газеты выходили из-под пера одного из лучших учителей республики, учителя начальных классов республиканской школы-интернат №1 (ныне РБНЛ-И №1) Дашанимы Цыбиковича Доржиева.
Каждый участник имел возможность посмотреть по 3 учебных занятия, по 1 мастер-классу.
На панорамной презентации авторских УМК в свете состояния преподавания бурятского языка в образовательных учреждениях республики авторы обратили внимание слушателей на следующие моменты.
Сономбал Цыденович Содномов отметил, что в современный период, когда обучение бурятскому во многих учреждениях перенесено на основной уровень общего образования, учителям необходимо тщательно отбирать содержание УМК «Алтаргана» на этапы формирования навыков, их развития и совершенствования умений с учетом знания / незнания бурятского языка. Указал, что содержание «Алтарганы» позволяет сделать это.
Гарма-Ханда Цыбикжаповна Гунжитова особо подчеркнула значимость осознания учащимися собственных успехов при изучении начального курса бурятского языка на примере формирования у них произносительных навыков. Как указал автор, клубок неумений обусловит в дальнейшем нежелание изучать второй государственный язык, потому необходима тщательное следование алгоритмам формирования. Затем автор актуализировал внимание слушателей тем, что обратился к опыту изучения ими самими английского языка и на примере формирования навыков произношения звуков сочетания букв th показал как возможно организовать этот процесс. Далее Гарма-Ханда Цыбикжаповна отметила актуальность деятельностного обучения, продемонстрировав его примером обучения езде на велосипеде словесными указаниями со стороны. Анализируя учебные занятия и мастер-классы, автор выделил мастер-класс Г.Р. Ванзатовой, которая, как указал выступающий, проявила себя настоящим мастером своего дела и предъявив опыт своей работы по формированию у учащегося контроля и оценки собственных учебных действий. Гарма-Ханда Цыбикжаповна отметила правильность позиции Гэрэлмы Ринчинимбуевны по принятию им концепции системы обучения учителя начальной школы, в классе которого учитель бурятского языка ведет занятия.
Автор концепции программы бурятского языка, родного, доцент, к.пед.н., ныне учитель СОШ №13 г. Улан-Удэ Донид Батуевна Базарова по достоинству оценив занятия и мастер-класс учителей, указала на необходимость следования учителями нормам бурятской литературной речи.
Бабасан Доржиевич Цыренов, сотрудник академического института ИМБТ СО РАН, в своем выступлении рассказал о механизмах формирования терминологического словника по бурятскому языку и выделил проблему формирования методического и дидактического терминологического аппарата учителя бурятского языка в соответствии с концепциями авторов и подчеркнул о необходимости универсального подхода к его разработке.
Баирма Дамбиевна Цырендоржиева представила цели и задачи создания on-line школы на бурятском языке и рассказала о том, какая работа ведется в указанном направлении.
Ринчин Сандановна Дылыкова отметила, что данный семинар завершает серию апробационных мероприятий текущего учебного года, напомнила участникам, что остаются мероприятия по анкетированию и контролю умений учащихся, поблагодарила учителей-апробаторов, других учителей, которые согласились представить свой опыт работы по организации преемственности особо выделив учебное занятие А.Ц. Самсуевой, мастер-классы Л.М. Гуляевой, Л.Ц. Батуевой и Л.Д. Ванжиловой, а также С.Н. Дашиевой, В.А. Найдановой. Выступающий указал, что семинары, целевой направленностью которых является ознакомление с концепциями новых учебных пособий и УМК и методической основой работы по ним, выявляют необходимость изменения форм организации семинаров с позиции освоения учителями технологии работы.

  

   

 
Просмотров: 1185
Печать

16 апреля 2015 г. прошел очередной семинар-практикум по апробации учебных пособий по бурятской литературе, предназначенных для учащихся школ с родным (бурятским) языком обучения.
По предварительной договоренности с учителями-апробаторами роль данного семинара состояла в определении содержательных и технологических вопросов организации преемственности изучения учащимися родной литературы и родного языка по изданным в ГБУ РЦ «Бэлиг» учебным пособиям и учебно-методическим комплектам.
Количество участников семинара – 150. Приняли участие учителя бурятского языка и литературы, а также учителя начальных классов большинства районов республики, в образовательных организациях которых бурятский язык изучается в статусе родного, функционально первого языка. Не было представителей Кяхтинского, Кабанского, Бичурского, Окинского районов.
Участников семинара приветствовали: Баир Баторович Жалсанов, заместитель министра, председатель комитета общего и дополнительного образования МОиН РБ, Анна Александровна Шурыгина, заместитель начальника управления образования МО «Заиграевский район», Жалма Дармаевна Чимитова, директор Ацагатской СОШ-И Заиграевского района, Бадмажап Валерьевич Гындынцыренов, старший аналитик Комитета по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив, Бабасан Доржиевич Цыренов, старший научный сотрудник отдела языкознания ИМБТ СО РАН, к.филол.н., Гарма-Ханда Цыбикжаповна Гунжитова, заместитель директора ВИ БГУ, зав.кафедрой бурятского языка и методики преподавания ВИ БГУ, доцент ИЭУ БГУ, к.полит.н., Баирма Дамбиевна Цырендоржиева, заведующий Лабораторией этнокультурного образования ГАОУ ДПО БРИОП, доцент ВИ БГУ, к.филол.н., Соелма Цыреновна Сангажапова, ведущий специалист отдела общего и дошкольного образования МОиН РБ, Лариса Батуевна Будажапова, доцент кафедры бурятского языка и методики преподавания ВИ БГУ.
Проведена большая подготовительная работа по семинару. Она была организована в социальном партнерстве с сотрудниками отдела языкознания Института монголоведения буддологии и тибетологии СО РАН, методистами районных управлений образованием Кижингинского, Еравнинского, Закаменского, Селенгинского, Иволгинского, Заиграевского, Джидинского районов республики, а также представителями администрации и коллектива Ацагатской средней школы-интернат Заиграевского района, Республиканского бурятского национального лицея-интернат №1 г. Улан-Удэ.
В результате были определены авторы учебных занятий по бурятскому языку и бурятской литературе, мастер-классов. Авторами были разработаны проекты уроков в 1 классе «Мүшэхэн», уроков по учебникам «Буряад хэлэн» во 2-х – 4-х классах, по учебникам «Түрэлхи хэлэн» в3-х – 4-х классах, учебникам «Буряад литература» в 5-х – 8-х классах, учебникам «Буряад хэлэн» в 5 - 9-х классах. Согласно программе семинара в 3 линиях занятий организовано 15 уроков. На уроках учителя показали технологию работы по учебным пособиям, изданным в ГБУ РЦ «Бэлиг», а также высказали свои рекомендации по улучшению пособий, изданных в 2014 г. Уроки дали: Галина Чимитовна Жамбалова, Гарма-Ханда Цыденбаловна Иванова, Баярма Владимировна Доржиева, учителя начальных классов, Очир-Ханда Найдановна Нанзанова, Оюна Цыбиковна Дондукова учителя бурятского языка и литературы Ацагатской СОШ-И Заиграевского района, Светлана Мункоевна Бадмаева, учитель начальных классов РБНЛ-И №1 г. Улан-Удэ, Туяна Будодоржиевна Сандитова, учитель начальных классов Сосново-Озерской СОШ №1 Еравнинского района, Долгор-Сурун Дамдинсуруновна Балданова, учитель бурятского языка и литературы Верхне-Ичетуйской СОШ Джидинского района, Санжид-Дулма Базаровна Болхоева, учитель бурятского языка и литературы Ноехонской СОШ Селенгинского района, Соелма Буда-Доржиевна Цыдыпова, учитель бурятского языка и литературы Нижне-Иволгинской СОШ Иволгинского района, Наталья Цыремпиловна Шарланова, учитель бурятского языка и литературы Гаргинской СОШ Курумканского района, Ханда Дамбаевна Бадмаева, учитель бурятского языка и литературы Кижингинского лицея им. В.С. Мункина Кижингинского района, Баирма Шираповна Ширапова, учитель бурятского языка и литературы Аланской СОШ Хоринского района, соавтор, Оюна Мэлсовна Цырендоржиева, учитель бурятского языка и литературы Ехэ-Цакирской СОШ Закаменского района, Соелма Доржиевна Дондокова, учитель бурятского языка и литературы Сосново-Озерской СОШ №1 Еравнинского района.
Направленность мастер-классов состояла в представлении авторских приемов обеспечения качества образования по бурятскому языку и литературе, а именно: как содержательно организовать работу специальной лаборатории, использовать дополнительные электронные ресурсы по бурятской литературе, материалы полевых фольклорных экспедиций, а также материалы по краеведению, как изучать лирику, организовать контрольно-оценочную деятельность применительно к занятиям по бурятскому языку в начальной школе. Мастер-классы показали: Жамьян Дашиевич Цыдендамбаев, учитель бурятского языка и литературы Кижингинской средней общеобразовательной школы-интернат Кижингинского района, Цырен-Долгор Бадмаевна Бадмацыренова, учитель бурятского языка и литературы РБНЛ-И №1 г. Улан-Удэ, к.филол.н., Людмила Баторовна Банзаракцаева, учитель бурятского языка и литературы Нижне-Иволгинской СОШ Иволгинского района, Анжела Хашитнимаевна Шойдонова, учитель начальных классов Исингинской СОШ Еравнинского района, Очир-Ханда Найдановна Нанзанова, учитель бурятского языка и литературы Ацагатской СОШ-И Заиграевского района, Ринчин Сандановна Дылыкова, доцент ВИ БГУ, заместитель директора ГБУ РЦ «Бэлиг», соавтор УМК «Буряад хэлэн» 2-4 классы, к.филол.н.
Прошло обсуждение глоссария терминов и понятий, созданного редакторами Центра по учебникам по бурятскому языку и бурятской литературе, изданных в ГБУ РЦ «Бэлиг», методом сплошной выборки. Ознакомление с терминами и понятиями осуществлено через сайт Центра. Старшим научным сотрудником отдела языкознания ИМБТ СО РАН Бабасаном Доржиевичем Цыреновым к началу работы семинара был подготовлен «Тематико-алфавитный словарь терминов и понятий по бурятскому языку», который, по мнению участников семинара, может быть рекомендован к печати и использованию при организации учебных занятий по бурятскому языку. Решено, что термины и понятия по бурятской литературе требуют доработки и предложено лаборатории бурятоведения БГУ разработать концепцию представления глоссария до середины июня месяца и организовать широкое обсуждение, в том числе и через сайт Центра.
Обсуждение занятий осуществлено с 2-х позиций: реализации цели урока, представления места и роли учебного пособия на учебном занятии. В обсуждении участвовали Мэдэгма Бабасановна Бадмацыбикова, учитель бурятского языка Иволгинской СОШ Иволгинского района, Баирма Дашиевна Балданова, учитель бурятского языка и литературы Цагатуйской СОШ Джидинского района, Евгения Баировна Тарбаева, учитель бурятского языка и литературы Убур-Дзокойской СОШ Селенгинского района, Ольга Бальжинимаевна Бадмаева, доцент кафедры бурятской литературы ВИ БГУ, к. филол.н., Бабасан Доржиевич Цыренов, с.н.с. ИМБТ СО РАН, к.филол.н. и др.
При обсуждении занятий учителя - участники, гости семинара дали достаточно высокую оценку учебным занятиям, положительно оценили учебные пособия. Возникли вопросы к целесообразности представления теоретико-литературоведческой составляющей нового учебника 7 класса, а именно к представлению информации о лирических произведениях. Участники обратили внимание на необходимость более детального, данного на конкретных примерах, представления понятий «лирическое Я», «художественный двойник» и т.д.
Организаторы раздали участникам анкеты для учителей начальных классов и учителей бурятского языка и литературы.

   

  

  

  

  

 

 

Страница 2 из 8

<< В начало < Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 Вперёд > В конец >>
Вы здесь:   Home