Просмотров: 3330
Печать

Приложения к Договору.

Требования к рукописям, принимаемым Издателем.

Полный перечень требований, предъявляемых к рукописям авторов в формате PDF, можно скачать здесь.

Приложение 1.

Виды и жанры учебных изданий.

 

Виды учебных изданий Жанры учебных изданий Назначение учебных изданий
1. Программно-методические издания Учебный план Регламентирует учебный процесс, определяет формы и виды обучения, порядок и сроки учебных занятий, самостоятельных работ, формы и виды контроля, время проведения испытаний.
Учебная программа Определяет основания разработки программы по данному предмету, его содержание и объем компетенций (знаний, умений и навыков и опыта деятельности), промежуток времени, отражает связь между дисциплинами, показывает виды учебных занятий.
2. Учебно-методические издания Методические указания Содержат материалы по выполнению заданий, проектных задач.
Методические рекомендации Содержат материалы по технологии изучения курса, организации контроля и оценки, самостоятельной работы.
3. Обучающие издания Учебник Содержит базовые знания предмета, включает апробированные данные и сведения, раскрывает методические аспекты получения знаний в той или иной области, дает характеристику важнейших процессов и явлений, составляющих «школу» данной дисциплины.
Учебное пособие Представляет собой дополнение к учебнику, содержит новый материал, расширяет фундаментальные знания, включенные в учебник.
Конспект лекций Содержит основные положения лекционного курса, готовится как дополнение к определенному учебнику, рассматривает новые проблемы, раскрывает альтернативные решения.
Курс лекций Являет собой лекции одного автора, либо взаимосвязанные между собой лекции разных авторов, дополняет учебник, содержит оригинальный материал, отражает позицию автора.
4. Вспомогательные издания Практикум Направлен на закрепление знаний и умений и формирование навыков практической деятельности.
Хрестоматия Сборник текстов, иллюстрирующих содержание учебника, документы, методические указания, разъясняющие тексты.
Сборник задач и упражнений Представляет собой сборник задач,  упражнений, контрольных работ, заданий для проведения опытов, практических работ, наблюдений и др.
Книга для чтения Помогает тем, кто изучает второй язык, состоит из законченных произведений и фрагментов, позволяет формировать навыки работы с текстом на неродном языке.
Рабочая тетрадь Содействует овладению учащимися способами самостоятельного добывания, активного усвоения и применения знаний.
Контрольно-измерительные материалы Позволяет организовать отслеживание как эффективности процесса усвоения знаний, навыков, умений,  опыта деятельности, так и выявить его результаты.
Цифровые и электронные образовательные ресурсы. Разновидности электронного учебного пособия. Цифровые ресурсы поддерживают изучение локальной темы. Отличаются небольшим объемом, повышенной наглядностью, интерактивностью, самодостаточностью. Позволяют организовать коллективную работу с использованием интерактивной доски или проекционного оборудования, но и применять в системе самостоятельных работ и домашних заданий, а также при организации дистанционного обучения.
Электронные образовательные ресурсы включают в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них, а также  данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в образовательном процессе.
Наглядный иллюстративный  материал
  • Помогает воссоздать форму, сущность явления, его структуру, связи, взаимодействия для подтверждения теоретических положений;
  • помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности детей и педагога;
  • формирует у учащихся визуальную и слуховую культуру;
  • дает учителю обратную информацию об усвоении материала, о движении мысли учащихся к пониманию сути явления.
Материал для самостоятельной работы Выполняется без непосредственного участия учителя, в специально предоставленное для этого время. Самостоятельная работа может носить репродуктивный,
познавательно-поисковый, творческий, познавательно-практический характер.

 

Приложение 2.

Учебно-методический комплекс (УМК).

а) Основные понятия

 

В самом общем случае УМК можно определить как совокупность различных дидактических средств обучения, разработанных для управления познавательной деятельности учащихся  в процессе изучения определенного учебного курса.
УМК современности может иметь следующие  структурные составляющие:
- учебники на бумажных носителях;
- сетевые электронные учебные издания (электронный учебник);
- компьютерные обучающие системы в гипертекстовом и мультимедийном вариантах;
- аудио учебно-информационные материалы;
- видео учебно-информационные материалы;
- лабораторные практикумы (в том числе и лабораторные практикумы удаленного доступа);
- тренажеры, т.е. тренинговые учебно-тренировочные упражнения (в том числе и с удаленным доступом);
- информационные базы данных и знаний с удаленным доступом;
- электронные библиотеки с удаленным (сетевым) доступом;
- средства обучения на основе компьютерных образовательных сред (КОС);
- средства обучения на основе виртуальной реальности (ВР);
- средства обучения на основе геоинформационных систем (ГИС) [См. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технологии, организация. — М.: Издательство МЭСИ, 1999. — 196 с.].
Фактически УМК для общеобразовательных учреждений содержат такие элементы как:
- учебная программа по дисциплине;
- учебник (печатное и электронное издания);
- рабочая тетрадь;
- сборник контрольно-измерительных материалов разной типологии: диктанты, изложения, тесты и пр.;
- сборники задач и упражнений;
- комплекты лабораторных работ;
- наглядные и иллюстративные материалы: предметные, сюжетные картинки, схемы, модели, таблицы и пр., в том числе аудио-, визуальные материалы;
- хрестоматия, книга для чтения;
- методические рекомендации для учителей;
Учебно-методический комплекс и комплект. Функциональные характеристики УМК
Согласно Д.Д. Зуеву, термин учебный (учебно-методический) комплекс, обозначает открытую систему дидактических средств, а  термин  комплект означает полный набор: комплект учебников такого-то класса, т.е. закрытую систему  (Школьный учебник. М.: Педагогика, 1983. С. 215).
УМК функционально представляет модельное описание педагогической системы [См. Макаров А.В., Трофимова З.П., Вязовкин В.С., Гафарова Ю.Ю. Учебно-методический комплекс: модульная технология разработки: Учебно-методич. пособие.  – Мн. РИВШ БГУ, 2001.  – C. 9]:
1. Выступает в качестве инструмента системно-методического обеспечения учебного процесса по взятой дисциплине, его предварительного проектирования.
2. Объединяет в единое целое различные дидактические средства обучения, подчиняя их целям обучения и воспитания.
3. Не только фиксирует, но и раскрывает (развертывает) требования к условиям, содержанию, результатам, содержащиеся в образовательном стандарте на основе изучаемой дисциплины, и тем самым способствует его реализации.
4. Служит накоплению новых знаний, новаторских идей и разработок, стимулирует развитие творческого потенциала педагогов.
б) Критерии оценивания учебно-методического комплекта
- Соответствие учебно-методического комплекта общим целям обучения бурятскому языку и литературе

  • овладение системой знаний о языке и литературе, как составляющих культуры бурятского народа;
  • формирование на базе знаний о языке и литературе целостной  картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
  • установление гармоничных отношений с природой, самим собой, формирование норм и правил этики, ценностного отношения к окружающей действительности;
  • формирование лингвистической и  литературоведческой грамотности;
  • развитие личности учащихся, формирование умений применять знания на практике, в речевой деятельности.

- Соответствие содержания обучения региональному стандарту по бурятскому языку и литературе

  • формирование общей культуры, научного мировоззрения, ценностных ориентаций. Основа отбора содержания: этнокультурологический, коммуникативный,  литературоведческий подходы;
  • аргументированный объем знаний, навыков и умений, видов  речевой деятельности, достаточных для формирования общей культуры и ориентации в окружающем мире;
  • глубина содержания;
  • ориентированность на формирование опыта деятельности, в том числе и речевой. 

- Качество вспомогательных пособий и их соответствие общим целям обучения бурятскому языку и литературе

  • наличие небольших по объему текстов;
  • содержание  справочной информации;
  • использование новых форм и методов обучения и контроля знаний;
  • применение для обучения и закрепления знаний динамичного визуального ряда, звукового сопровождения, анимации с визуальными акцентами, согласованными со звуковой и текстовой информацией;
  • многократность повторения и закрепления знаний в процессе их контроля;
  • автоматизированный и традиционный контроль, анализ и систематизация ошибок в заданиях;
  • выбор уровня психологической комфортности при выполнении заданий;
  • аккумулирование опыта лучших методистов, работавших над созданием обучающих и аттестационных материалов;
  • использование опыта компьютерных технологий для оценки и анализа уровня подготовки учеников.

- Сочетание элементов УМК: адекватность и соответствие предназначения и функций

  • учебной программы:

- соответствие региональному стандарту;
- определение целей, общей стратегии обучения,  структурирование содержания курса: 
- перечень основных знаний, навыков и умений, опыта деятельности,  которыми должен овладеть учащийся.

  • учебника (оценочный лист)
  • тематического и поурочного планирования

- соответствие программе и базисному  учебному плану;
- раскрытие основного содержания и концептуальных идей курса через поурочное планирование;
- распределение времени на изучение разделов и тем  курса.

  • дидактического материала

- дополнение практического материала учебника;
- реализация  заложенных методических идей в полном объеме с учетом задач уровневой дифференциации.

  • книги для чтения

- развитие и поддержание познавательного интереса к языку и литературе;
- развитие и поддержание интеллектуальных и творческих способностей;
- развитие и поддержание самостоятельного приобретения информации;
- переработка учебной и научно-популярной информации;
- включение  дополнительного теоретического материала, расширяющего содержание учебника по наиболее трудным разделам и темам курса.

  • контрольно-измерительных  материалов

- соответствие региональному стандарту и содержанию примерной программы;
- включение  контрольно-измерительных материалов  по всем разделам курса.

  • наглядных пособий

- соответствие региональному стандарту и примерной программе.
- организация самостоятельной деятельности с целью конкретизации и обобщения полученных знаний, их применения в новых ситуациях;
- систематизация учебного материала;

  • мультимедийного приложения

- связь с программой, учебником, использование электронных и Интернет-ресурсов;
- формирование навыков работы с компьютерными, мультимедийными программами и учебными пособиями;
- способствование самостоятельному приобретению знаний, их анализ.

 

Приложение 3.

Критерии и показатели оценки качества рукописи учебника.

1. Паспорт рукописи учебника:
• название;
• адресат;
• возрастная   группа;
• жанр;
• объем;
• формат.
2. Структура учебника:
учебник в системе средств обучения:
а) соответствие цели учебной программы дисциплины;
б) присутствие дидактических единиц учебной программы дисциплины;
в) характеристика концепции изучения процессов и явлений дисциплины;

  • учебник – целостная система: реализация основных функций учебника

- Прослеживается ли представление функций учебника: информационной, трансформационной, систематизирующей и  интегрирующей, мотивационной, коммуникативной, контролирующей,  координирующей, воспитательной, развивающей?
- Прослеживается ли реализация функций учебника?

  • Как реализуется информирующая (или информационная) функция?

а) задана учебная информация: единицы языка и речи и предусмотренные действия с ними в русле основных видов речевой деятельности, подлежащих усвоению;
б) предметное содержание, которым учащиеся должны с помощью этих иноязычных средств овладеть.

  • Как реализуются систематизирующая и интегрирующая функции?

в) единство «материального» (единиц языка и речи) и процессуального, деятельностного аспектов: 
- «материальный» аспект содержания учебников – лингвистическая информация, ее  отбор: достаточность словаря учебника, упражнений по формированию звуковой культуры, культуры письма и речи, разнообразность синтаксиса и типов текста;
- процессуальный аспект – рациональная методическая организация: отбор и выделение типов конструкций на уровне лексем, граммем, предложений и сверхфразового единства;
- деятельностный аспект – разработка учебных задач и ситуаций: условно-коммуникативных и коммуникативных упражнений (задач).

  • Как реализуется мотивирующая (или мотивационная) функция?

а)  обеспечение стимулирования речевой деятельности учащихся и их учебной деятельности:
б) формирование  интереса к учебному предмету;
в) создание искусственной языковой среды, пробуждение  потребности в иноязычном общении;
в)  пробуждение  потребности в дальнейшем самообразовании.

  • Как реализуется коммуникативная функция?  

а) обеспечение активной речевой деятельности учащихся в ее основных видах: говорении, аудировании, чтении, письме;
б)  обеспечение обучения общению на втором (родном) языке;
в)  наличествует градуированная  программа действий по решению коммуникативных задач;
г)  присутствуют  два основных типа задач: условно-коммуникативных (в том числе и языковых), собственно-коммуникативных.

  • Как реализуется трансформационная функция?

-  побуждает  учащихся к познавательной, преобразующей деятельности.

  • Как реализуется контролирующая функция?

а) создана возможность  для осуществления контроля и самоконтроля;
б) создана возможность  для осуществления коррекции и самокоррекции;
в) создана возможность  для осуществления оценки и самооценки;
г)  созданы специальные контролирующие задачи.

  • Как реализуется координирующая функция?

- учебник тесно взаимосвязан с пособиями для ученика (книга для чтения, рабочая тетрадь, аудиовизуальные средства и др.) и пособиями для учителя (методические рекомендации, указания, программа, учебный план и др.).

  •  Как реализуется развивающая функция?

а) наличие комплекса упражнений, формирующих основные логические операции: группировку, классификацию, сравнение и противопоставление, конкретизацию и обобщение, абстрагирование и определение понятий, их субординацию, иерархию, построение суждений и умозаключений и пр.;
б) направленность учебника на формирование инициативы, самостоятельности и ответственности: самостоятельный вывод определений и правил, решение учебных задач, создание и разрешение проблемных ситуаций, организация работы и пр.;
в) направленность на реализацию творческой (исследовательской, проектной) деятельности.

  • Как реализуется воспитательная функция?

а) подбор текстов, воспитывающих у учащихся любовь к Родине, к ее природе и людям, уважение к труду, профессиям, людям труда, толерантность, взаимопомощь, патриотизм, собственное достоинство и пр.;
б) тексты и задания, воспитывающие любовь к родному и интерес ко второму языку, понимания роли;
в) тексты и задания, воспитывающие любовь к родной и иной литературе культуре, искусству, традициям и обычаям своего и другого народа.

  • учебник – функциональное единство компонентов:

Присутствуют ли тексты (основной, дополнительный, пояснительный) и внетекстовые компоненты (аппарат организации усвоения, иллюстративный материал, аппарат ориентировки).

  • элементы подсистемы учебника:

Представлены ли элементы текстов:
- основной текст (понятия, факты, структуры и пр.);
- дополнительный текст (хрестоматийный материал и пр.);
- пояснительный материал (примечания, разъяснения и пр.);
- аппарата организации усвоения (вопросы, задания, ситуации, задачи и пр.);
- иллюстративный материал (предметные, сюжетные, схемы, модели, таблицы и пр.);
- аппарат ориентировки (указатели и пр.).
3. Способы воплощения элементов содержания учебника:
Как представлены элементы содержания учебника:
- информационно
а)только вербальными средствами;
б)  только наглядными средствами;
в)  оптимальным соотношением и того и другого;
- репродуктивно
а) воспроизведение знаний предполагает чисто репродуктивный характер: прослеживается буквальная копия, пересказ, некоторое свободное воспроизведение и применение в типовых ситуациях, однозначно заданных обучением, причем к исходным сведениям, усвоенным из учебного предмета, учащиеся в ходе деятельности не прибавляют никакой новой информации.   
б) условия воспроизведения только по точно описанным правилам и в хорошо известных условиях;
- через побуждение к творческой деятельности
а) воспроизведение знаний и формирование умений организуется в процессе продуктивной деятельности посредством создания учащимися ориентировочных основ действия (ООД) сравнительно с усвоенным в учебном предмете, т.е. генерирует новую информацию, отличную от изученной в учебнике;
б) создается новая информация с опорой на предшествующий опыт поисковой деятельности.
- через усвоение опыта ценностных ориентиров и установок отношений с действительностью
а)  представлены специальные ситуации, формирующие ценности отношений;
б) представлены специальные ситуации, формирующие ценности здорового образа жизни и пр.;
- удельный вес элементов  содержания учебника
а) оптимальность в соответствии с целями и концепцией учебника;
б) оптимальность в соответствии возраста учащихся;
в) оптимальность в соответствии отборов видов деятельности.
4. Виды заданий учебника:
а) наличие в учебнике заданий, направленных на формирование знаний, навыков, умений, опыта деятельности, которые можно соотнести со способностями решать различные задачи (условно 4 типов):
- в задаче задается цель, ситуация  и действия по ее решению, а от учащегося требуется соотнести все три компонента в структуре задачи – задачи на узнавание, предполагает алгоритмические действия по описанию;
- в задаче задается цель, ситуация, а от учащегося требуется применить ранее усвоенные действия по ее решению – типовые задачи,   предполагающие репродуктивно-алгоритмические действия, самостоятельное воспроизведение информации о ранее усвоенных ориентировочных основ действия (ООД);
- в задаче задается цель, но не ясна ситуация, в которой цель может быть достигнута, а от учащегося требуется дополнить (уточнить) ситуацию и применить ранее усвоенные действия для решения данной нетиповой задачи – нетиповая задача эвристического типа, выполняемая не по готовому алгоритму и правилу, предполагающая продуктивные действия эвристического типа, в которых учащиеся добывают субъективно новую (только для себя) информацию  в ходе трансформации известной ориентировочной основы действия (ООД) и строит субъективно новую ООД для решения нетиповой задачи;
- в задаче задается в общей форме цель деятельности, а поиску подвергаются и подходящая ситуация и действия, ведущие к достижению цели – творческая задача, в результате решения которой создается объективно новая ориентировочная основа деятельности, а в процессе выполнения деятельности добывается объективно новая информация, создаются новые правила действий в творческой (исследовательской) деятельности;
б) оптимальность соотношения задач четырех типов;
в) адекватность представленных задач задачам формирования универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных).
5. Язык и стиль, оформление учебников
а) качество языка учебника – литературность и соответствие нормам:
- чистота языка;
Чистота подразумевает правильность и точность выражения: соответствие выбранного слова понятию, запрет на употребление нелитературных слов и выражений (диалектизмы, жаргонизмы, просторечие), ненормативных форм, и синтаксических конструкций
- краткость языка;
Краткость изложения (важнейшая черта любой речи) требует большого мастерства от пишущего. Писать кратко, как известно, значит писать выразительно. Лишние слова затемняют, а нередко искажают мысль, делают изложения вялым, растянутым, лишенным динамики.
- ясность языка;
«Требование ясности говорит, что наша мысль должна получить соответствующее ей выражение».
- правильность языка;
Соответствие нормам языка: орфографической, пунктуационной, грамматической.
- богатство языка;
Богатство словаря: многозначность, омонимия, синонимия, антонимия, фразеологизмы и пр.
- отсутствие двусмысленности.
«Требование отсутствия двусмысленности значит, чтобы по этому выражению можно было точно восстановить нашу мысль и только нашу мысль»
б) качество стиля учебника:
- отвлеченная обобщенность;
- подчеркнутая логичность;
- развернутая система аргументации;
- понятийность.
в) разработан план оформления учебника иллюстрациями:
- определена концепция оформления;
- определено количество предметных рисунков;
- определено количество сюжетных рисунков;
- определено количество таблиц;
- определено количество схем и графиков.

Вы здесь:   HomeАвторамТребования, предъявляемые к авторскому оригиналу рукописи.