Просмотров: 1011
Печать

30 апреля на базе апробационной площадки МАОУ «Лингвистическая гимназия №3» г. Улан-Удэ и Педагогического института Бурятского госуниверситета прошел завершающий текущий учебный год семинар-практикум по апробации Учебно-методического комплекса «Амар мэндэ-э! 1-й год обучения. Начальный курс бурятского языка для младших школьников», организованный ГБУ РЦ «Бэлиг». Приняло участие более 60 участников. Данное мероприятие, как и предыдущие, было организовано в социальном партнерстве с такими учреждениями, как Министерство образования и науки РБ, кафедра бурятского языка и методики преподавания ВИ БГУ, лаборатория инноваций в обучении бурятскому языку ВИ БГУ, лаборатория этнокультурного образования ГАУ ДПО БРИОП.
Приветствуя участников семинара, директор гимназии Владимир Савельевич Шарханов отметил, что со дня основания школы приоритетным направлением обучения является языковое образование. Сегодня гимназия предоставляет возможность изучения разных языков: английского, немецкого, французского, испанского, китайского. В учреждении созданы все условия для полилингвального образования. Бурятский язык, как один из государственных языков республики изучается в статусе второго. Значимость его изучения осознается и учащимися и их родителями. Потому количество часов, отводимых на изучение бурятского языка, не сокращается. Состав учителей бурятского языка во главе с Х.Б. Пурбуевой является участником различных конкурсов, на которых он показывает свое мастерство, а учащиеся гимназии добиваются успехов на олимпиадах и конкурсах по бурятскому языку.
Оксана Александровна Дареева, зав. лабораторией инноваций в обучении бурятскому языку ВИ БГУ, соавтор УМК «Амар мэндэ-э!», приветствуя учителей, заострила их внимание на значимость реализации коммуникативно-деятельностного подхода в обучении бурятскому языку.
Гарма-Ханда Цыбикжаповна Гунжитова, заместитель директора ВИ БГУ, зав. кафедрой бурятского языка и методики преподавания ВИ БГУ, руководитель авторского коллектива УМК «Амар мэндэ-э!» призвала участников семинара давать качественную оценку мероприятиям, представленным в программе, и формулировать вопросы авторам.
Баирма Дамбиевна Цырендоржиева, зав. лабораторией этнокультурного образования ГАУ ДПО БРИОП, соавтор УМК «Амар мэндэ-э!» в своем приветствии рассказала о мероприятиях по нормативно-правовому обеспечению деятельности учителя бурятского языка.
Сономбал Цыденович Содномов, доцент, доктор педагогических наук, руководитель авторского коллектива УМК «Алтаргана» напомнил слушателям о том, что впервые бурятский язык, как второй стал изучаться при школе №51, пионером этого дела стала Лариса Батоевна Бадмаева, сотрудник ИМБТ СО РАН, ныне доктор филологических наук. Уроки бурятского языка по телевидению вел Бато Дугаржапович Баяртуев, впоследствии директор ВАРК, видный общественный деятель, ученый-литературовед, фольклорист, доктор филологических наук. Первые уроки бурятского языка на страницах газеты выходили из-под пера одного из лучших учителей республики, учителя начальных классов республиканской школы-интернат №1 (ныне РБНЛ-И №1) Дашанимы Цыбиковича Доржиева.
Каждый участник имел возможность посмотреть по 3 учебных занятия, по 1 мастер-классу.
На панорамной презентации авторских УМК в свете состояния преподавания бурятского языка в образовательных учреждениях республики авторы обратили внимание слушателей на следующие моменты.
Сономбал Цыденович Содномов отметил, что в современный период, когда обучение бурятскому во многих учреждениях перенесено на основной уровень общего образования, учителям необходимо тщательно отбирать содержание УМК «Алтаргана» на этапы формирования навыков, их развития и совершенствования умений с учетом знания / незнания бурятского языка. Указал, что содержание «Алтарганы» позволяет сделать это.
Гарма-Ханда Цыбикжаповна Гунжитова особо подчеркнула значимость осознания учащимися собственных успехов при изучении начального курса бурятского языка на примере формирования у них произносительных навыков. Как указал автор, клубок неумений обусловит в дальнейшем нежелание изучать второй государственный язык, потому необходима тщательное следование алгоритмам формирования. Затем автор актуализировал внимание слушателей тем, что обратился к опыту изучения ими самими английского языка и на примере формирования навыков произношения звуков сочетания букв th показал как возможно организовать этот процесс. Далее Гарма-Ханда Цыбикжаповна отметила актуальность деятельностного обучения, продемонстрировав его примером обучения езде на велосипеде словесными указаниями со стороны. Анализируя учебные занятия и мастер-классы, автор выделил мастер-класс Г.Р. Ванзатовой, которая, как указал выступающий, проявила себя настоящим мастером своего дела и предъявив опыт своей работы по формированию у учащегося контроля и оценки собственных учебных действий. Гарма-Ханда Цыбикжаповна отметила правильность позиции Гэрэлмы Ринчинимбуевны по принятию им концепции системы обучения учителя начальной школы, в классе которого учитель бурятского языка ведет занятия.
Автор концепции программы бурятского языка, родного, доцент, к.пед.н., ныне учитель СОШ №13 г. Улан-Удэ Донид Батуевна Базарова по достоинству оценив занятия и мастер-класс учителей, указала на необходимость следования учителями нормам бурятской литературной речи.
Бабасан Доржиевич Цыренов, сотрудник академического института ИМБТ СО РАН, в своем выступлении рассказал о механизмах формирования терминологического словника по бурятскому языку и выделил проблему формирования методического и дидактического терминологического аппарата учителя бурятского языка в соответствии с концепциями авторов и подчеркнул о необходимости универсального подхода к его разработке.
Баирма Дамбиевна Цырендоржиева представила цели и задачи создания on-line школы на бурятском языке и рассказала о том, какая работа ведется в указанном направлении.
Ринчин Сандановна Дылыкова отметила, что данный семинар завершает серию апробационных мероприятий текущего учебного года, напомнила участникам, что остаются мероприятия по анкетированию и контролю умений учащихся, поблагодарила учителей-апробаторов, других учителей, которые согласились представить свой опыт работы по организации преемственности особо выделив учебное занятие А.Ц. Самсуевой, мастер-классы Л.М. Гуляевой, Л.Ц. Батуевой и Л.Д. Ванжиловой, а также С.Н. Дашиевой, В.А. Найдановой. Выступающий указал, что семинары, целевой направленностью которых является ознакомление с концепциями новых учебных пособий и УМК и методической основой работы по ним, выявляют необходимость изменения форм организации семинаров с позиции освоения учителями технологии работы.

  

   

Вы здесь:   HomeНовости и обьявления30 апреля на базе апробационной площадки МАОУ «Лингвистическая гимназия №3» г. Улан-Удэ и Педагогического института Бурятского госуниверситета прошел завершающий текущий учебный год семинар-практикум по апробации Учебно-методического комплекса «Амар мэндэ