Просмотров: 1436
Печать

26 февраля был организован очередной семинар-практикум учителей бурятского языка и воспитателей дошкольных образовательных учреждений республики по апробации учебно-методического комплекса «Амар мэндэ-э! Начальный курс бурятского языка для детей старшего дошкольного возраста». Этот семинар – четвертый. Он прошел на апробационной площадке МАДОУ Детский сад № 112 «Сибирячок» (заведующий Александра Павловна Турунхаева, старший воспитатель Елена Сергеевна Воробьева, учитель бурятского языка Долгор Кимовна Ганжурова). Приняло участие 63 представителя разных ДОУ республики, в том числе г. Улан-Удэ, Хоринского, Курумканского, Мухоршибирского, Еравнинского, Кяхтинского, Тункинского, Селенгинского, Джидинского, Закаменского, Иволгинского районов.
Содержание семинара включало в себя мероприятия по апробации, а именно: представление опыта работы, в том числе и по апробации, анализ промежуточных результатов апробации, лекцию о регионализации содержания дошкольного образования.
Мероприятия семинара начались с презентации совместной работы коллектива работников и родителей МАДОУ №112 «Сибирячок» по созданию предметно-пространственной среды воспитания. Особое внимание было уделено разработке среды этнорегионального образования, созданию условий обучения детей старшего дошкольного возраста бурятскому языку по учебно-методическому комплексу «Амар мэндэ-э!». А.П. Турунхаевой была обозначена проблема отсутствия связи ДОУ с производителями мебели, игрушек и т.д. для детей, их качества и функциональности. Отвечая на вопрос о том, как поддерживается детская инициатива в ДОУ, Александра Павловна указала на ресурс практикантов из педагогического колледжа, которые часто выступают в качестве волонтеров.
Участники семинара имели возможность посмотреть итоговое занятие по книжке комплекса «Амар мэндэ-э!» «Репкэ», стать участниками празднования Сагаалгана и Масленицы тем самым познакомиться с опытом реализации содержания нового учебно-методического комплекса, а также регионального компонента образования. В детском саду №112 «Сибирячок» бурятский язык изучается с интеграцией с другими предметными областями, при активном участии психолога, музыкальных руководителей, воспитателей групп. В процессе апробации УМК «Амар мэндэ-э!» педагогами ДОУ активно используются не только все его компоненты: рабочая тетрадь, аудиодиск, но и другие пособия, изданные в ГБУ РЦ «Бэлиг»: рабочие тетради «Байкальская мозаика», «У Байкала мы живем», а также диск детских бурятских песен «Би томо болооб / Я уже большой». Сверхзадача мероприятий – создание комфортных условий обучения бурятскому языку – продемонстрирована организаторами семинара.
Один из авторов УМК Оксана Александровна Дареева, заведующий Лабораторией инноваций обучения бурятскому языку, доцент кафедры бурятского языка и методики преподавания ВИ БГУ, показала занятие в подготовительной группе детского сада на тему «Гэрхэн». Способы подачи содержания и организации познавательной деятельности, приемы формирования интереса детей позволили слушателям увидеть авторское видение технологии проведения занятий.
Гость семинара Оюна Александровна Занданова представила игрушки для детей, которые приветствуют, говорят стишки, пословицы и поговорки на бурятском языке, также дают возможность отработать лексические навыки с учетом диалектных особенностей.
На мастер-классе Д.Н. Раднаевой, учителя бурятского языка детского сада «Березка» с. Иволга, слушатели семинара имели возможность познакомиться с опытом автора по развитию мелкой моторики рук детей, их сенсорному развитию в процессе изучения бурятского языка, большой интерес привлекли мнемокарты, по которым дети конструируют высказывания. Учитель процесс апробации УМК «Амар мэндэ-э!» обогатил своими наглядными пособиями, которые отрабатывают навыки в практических ситуациях, разработанных автором в режиме специального проекта «Табан хурганай наадан», «Хуурай бассейн соо». Мастер-класс Даримы Николаевны был высоко оценен участниками семинара, они предложили автору обобщить опыт своей работы в специальное пособие, выступили с ходатайством о дальнейшей публикации пособия в ГБУ РЦ «Бэлиг».
Лекция доцента кафедры начального и дошкольного образования Педагогического института З.Б. Лопсоновой ознакомила слушателей с направлениями регионализации содержания дошкольного образования в условиях введения ФГОС. Была обозначена проблема отсутствия программы этнорегионального дошкольного образования в республике. При этом работа в отмеченном направлении организуется активно, хотя не все ДОУ обобщают свой опыт работы, представляя их в различных пособиях, сборниках статей. Отмечен опыт работы детских садов «Оюна», «Золотой ключик», «Дашенька» по этноэкологическому образованию детей, «Журавленок» - по изучению бурятского языка и культуры, «Детского сада №15 с. Кабанск» - по художественно-эстетическому воспитанию с учетом особенностей региона. В целом регионализацию содержания дошкольного образования можно представить по таким направлениям как: ознакомление с социальной действительностью, гражданское и патриотическое воспитание (программы «Регионоведение», «Родиноведение»), экологическое образование, художественно-эстетическое воспитание, разработка учебных пособий по изучению культуры народов, по изучению бурятского языка и т.д. Вместе с тем, как отметила Зинаида Баторовна, этнорегиональный компонент содержания дошкольного образования призван, наряду с другими умениями, развить детскую инициативу, а потому необходимо продумывать его реализацию в указанном аспекте.
В процессе анализа промежуточных результатов апробации выяснилось, что не все педагоги начали ее в октябре, кто-то начал в январе. Также выявилось, что во многих детских садах ставки учителя бурятского сокращены, а потому воспитатели организуют обучение бурятскому языку.
Нелли Дашиевна Тугутова, методист Селенгинского РУО, отметила значимость организации этнорегионального образования в ДОУ, указала на положительный опыт его реализации в МАДОУ «Сибирячок», в том числе опыт апробации УМК «Амар мэндэ-э!», подчеркнула важность знакомства с концепцией авторов УМК и технологией реализации концепции учителями-апробаторами, обозначила, что не всегда учителям удается следовать по технологии авторов.
Сэрэн-Дулма Сойсороновна Андыкова, воспитатель МБДОУ Аршанский детский сад, делясь опытом своей работы по апробации, отметила, что апробация УМК «Амар мэндэ-э!» обусловила создание ею бурятской среды в своей группе, когда во всех режимных моментах несколько часов в день она с младшим воспитателем общается с детьми на бурятском языке. Прежде чем начать апробацию воспитатель организовала соцопрос в своем селе на предмет знания бурятского языка и его функционирования. Реализация проекта создания предметной языковой среды, по словам его автора, уже дает результаты.
Светлана Дамбаевна Цыремпилова, воспитатель МБДОУ «Курумканский детский сад «Родничок» также апробирует УМК «Амар мэндэ-э!». Апробация идет успешно, детям нравится изучать бурятский язык по данному УМК.
Рада Баировна Цыренова, заведующий МБДОУ «Солнышко» Еравнинского района отметила значимость семинара-практикума, указала, что они еще не начинали апробацию, будут работать по УМК в будущем году.
На сегодняшний день актуальность изучения бурятского языка в ДОУ Еравнинского района, со слов Бальжимы Кимовны Бадмаевой, старшего воспитателя МБДОУ «Золотой ключик», определяется Распоряжением Главы МО «Еравнинский район» Цыденжапа Григорьевича Шагдарова, согласно которому со 2 марта с.г. в сетку часов каждого ДОУ вводится по 1 часу на изучение бурятского языка как родного и бурятского языка как второго. Потому выявляется необходимость разработки программ обучения бурятскому языку в ДОУ.

Ниже можете скачать материалы семинара-практикума.

Конспект интегрированного занятия педагога
Конспект Праздника Сагаалган и Масленица
Презентация

  

   

Вы здесь:   HomeНовости и обьявленияСеминар-практикум по теме: «Технология организации разных типов учебных занятий по бурятскому языку, второму при изучении УМК «Амар мэндэ-э! Начальный курс бурятского языка для детей старшего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС»