Просмотров: 857
Печать

13 февраля 2015 г. на площадке Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Республиканский бурятский национальный лицей-интернат № 1» прошел очередной семинар по апробации новых учебных пособий «Буряад литература. 6 класс» и «Буряад литература. 7 класс». Этот семинар – второй в Плане апробации данных учебных пособий.
Тема семинара: «Теоретико-методологические основы литературного образования на родном (бурятском) языке на основном уровне общего образования в условиях внедрения ФГОС ООО»
Цель семинара: Ознакомление учителей с технологическими аспектами литературного образования на родном (бурятском) языке на основном уровне общего образования в условиях внедрения ФГОС ООО с учетом специфики ресурсов ОУ.
В семинаре-практикуме по апробации приняло участие 44 учителя бурятского языка и литературы, а также учителя начальных классов школ, в которых бурятский язык изучается как родной. Было обеспечено представительство всех районов, кроме Тункинского.
С целью ознакомления технологией реализации концепции авторских коллективов учебных пособий «Буряад литература. 6 класс» и «Буряад литература. 7 класс» для слушателей были предложены следующие мероприятия: посещение учебных занятий, их анализ в разрезе представления, актуализации промежуточных результатов апробации, ознакомление с авторской концепцией реализации содержания учебных пособий, в том числе было запланировано обсуждение списка терминов и понятий, используемых в учебных пособиях.
Семинар-практикум прошел на двух площадках. На площадке РБНЛ-И №1 слушатели имели возможность погрузиться в практику апробации, там прошел содержательное обсуждение положительных и отрицательных аспектов учебных пособий. На площадке Восточного института БГУ – с концепциями авторов, встретиться с сотрудниками кафедры бурятской литературы, которые по устному соглашению с Центром «Бэлиг» выступают научными консультантами учебных пособий линии учебников по бурятской литературе: Булатом Бадмаевичем Бадмаевым, доцентом, к.филол.н., Ларисой Цымжитовной Халхаровой, доцентом, к.филол.н., а также заведующей Лабораторией Бурятоведения Ольгой Бальжинимаевной Бадмаевой.
Учебные занятия учителей бурятского языка и литературы РБНЛ-И №1 Цыбигмы Владимировны Лубсановой, Цырен-Долгор Бадмаевны Бадмацыреновой, Светланы Гончиковны Будаин получили высокую оценку слушателей, а сами занятия, организованные, как указали слушатели, в соответствии с ФГОС, послужили площадкой повышения квалификации учителей, на это, в частности, указали Сэсэг Баторовна Хадаева, учитель бурятского языка и литературы ГБОУ Цакирская СОШ-И Закаменского района, Баярма Даниловна Галсанова, учитель МАОУ Саянская СОШ Окинского района, Чимитцыренова Жаргалма Цыдендоржиевна, учитель МБОУ Кодунская СОШ Кижингинского района.
Обсуждая содержание учебных пособий, учителя отметили несомненную значимость выпуска, затем апробации новых учебников по бурятской литературе, в то же время обозначили сложность освоения учащимися некоторых произведений, а именно «Түрэл нютагһаа холо» Ч. Цыдендамбаева, «Жамбал Баатар» Ш. Байминова, «Хабартаа» Д. Улзутуева, посчитав их содержание достаточно трудным для возраста детей 7 класса. На это указали Цырен-Долгор Бадмаевна Бадмацыренова, Янжима Цыдендамбаевна Ивахинова, учителя бурятского языка и литературы РБНЛ-И №1, Очир-Ханда Найдановна Нанзанова, учитель МБОУ Ацагатская СОШ Заиграевского района. В частности Янжима Цыдендамбаевна Ивахинова отметила о необходимости организации продуманной словарной работы в процессе изучении произведения «Жамбал Баатар» Ш. Байминова.
Отмечено, что концепции авторов достаточно хорошо поняты авторами учебных занятий и реализованы в руслах требований ФГОС ООО. Так, учебное занятие Ц.В. Лубсановой предъявило, что определенный посыл идеи произведения «Эдэбхи» Ц.Номтоева на организацию учащимися экспериментирования, исследования принят ими и реализован как подготовка к конференции с проектами на бурятском языке, которые имели яркую межпредметную направленность. Таким образом, на занятии учащимся была дана возможность проверки их возможностей при работе с различными текстами.
Учебное занятие Ц-Д.Б. Бадмацыреновой показал, что автор занятия принимает содержание апробируемого им учебника не только как носитель системы литературных произведений, но и как средство формирования личностных, нравственных позиций у подростков. Прием «создание когнитивной карты» позволил не только выпятить эпическую составляющую поэмы, но и вывести учащихся на символ «дороги – судьбы человека» и выйти на идею занятия – «Хэншье, юуншье мартагдахагүй».
Внеурочное занятие «Уроки поэзии» ценно тем, что учителя апробацию содержания учебных пособий переводят в план внеурочной работы, объединяют учащихся разных возрастов по интересам, привлекают иные ресурсы школы. Занятие С.Г. Будаин было посвящено 75-летию поэта М.Ж. Самбуева и прошло как встреча любителей поэзии. На занятии участвовала библиотекарь школы Сэсэгма Долгоровна Ринчинова, которая так же включилась в занятие, представив выразительное прочтение стихотворения «Санага» М. Самбуева. Ею была подготовлена выставка и презентована новинка – воспоминания поэта А. Румянцева, из этой книги участником занятия были зачитаны выдержки об одной из сторон дружбы поэтов М. Самбуева и Л. Тапхаева. Все названное привлекает несомненный интерес учащихся к бурятской лирике и произведениям конкретных авторов и обогащает мероприятия по апробации.
Во время реализации второй части программа семинара перед участниками была актуализирована проблема качества теоретико-литературоведческой составляющей апробируемых учебников, было указано на необходимость переноса внимания учителей на преподавание бурятской литературы. При обсуждении литературоведческих и иных терминов и понятий, используемых в учебных пособиях, была отмечена важность осмысления их учителями в плане определения уровневости результатов обучения, к примеру, пороговых, базовых и повышенных. При обсуждении решено, что к следующему семинару, который предполагается провести 16 апреля на апробационной площадке МБОУ «Ацагатская СОШ» Лаборатория Бурятоведения предложит вариант терминов и понятий для обсуждения его учительской общественностью.

Вы здесь:   HomeНовости и обьявленияСеминар-практикум по теме: «Теоретико-методологические основы литературного образования на родном (бурятском) языке на основном уровне общего образования в условиях внедрения ФГОС ООО»